Адмирал Григорович (сторожевой корабль). Круговая оборона: на что способен переданный ВМФ РФ фрегат «Адмирал Григорович Где находится адмирал григорович

Адмирал Григорович (сторожевой корабль). Круговая оборона: на что способен переданный ВМФ РФ фрегат «Адмирал Григорович Где находится адмирал григорович
Адмирал Григорович (сторожевой корабль). Круговая оборона: на что способен переданный ВМФ РФ фрегат «Адмирал Григорович Где находится адмирал григорович

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 10 марта состоялась церемония подписания акта приема-передачи сторожевого корабля (фрегата) «Адмирал Григорович» (бортовой номер – 745) – головного проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. А на следующий день на корабле был поднят Андреевский флаг. На этом мероприятии присутствовали губернатор Калининградской области Николай Цуканов, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев, другие официальные лица. Среди почетных гостей – потомки адмирала Ивана Григоровича, в том числе его внучка Ольга Петрова – крестная мать корабля. Почетное шефство над новой боевой единицей российского Военно-морского флота взяла Омская область.

Александр ФЕДОРОВ

«Это первый корабль второго ранга, который поступил к нам за последнее время, – заявил на церемонии поднятия флага Александр Витко. – Он вошел в состав 30-й дивизии Черноморского флота. Это современный корабль, который даже сравнивать нельзя с теми, что были построены в советское время».

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М предназначены для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Эти фрегаты – первые за постсоветское время надводные корабли дальней морской и океанской зон. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М вооружены 24 зенитными ракетами 9М317М ЗРК «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М, восемью крылатыми ракетами многоцелевого комплекса «Калибр-НК» (вместо них в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или баллистические противолодочные ракеты 91Р), универсальной автоматической артиллерийской установкой А-190, двумя шестиствольными 30-мм автоматами АК-630М, двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956 и РБУ-6000. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Разнообразно электронное оснащение. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ. Архитектурно фрегаты выполнены с использованием технологий малой заметности.

Всего должно быть построено шесть СКР этого типа для нужд Черноморского флота. Головной был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 18 декабря 2010 г., а его вступление в строй ожидалось в 2013 году. Но эти планы были нарушены. Корабль спустили на воду лишь 14 марта 2014 года. Причины «опоздания» разные – от несвоевременной поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами до многочисленных перемен в руководстве самого калинградского завода.

Особенно много хлопот доставила интеграция отечественной комплектующей техники взамен импортной. Дело в том, что СКР проекта 11356Р/М являются дальнейшим развитием строившихся двумя сериями на Балтийском заводе и на том же «Янтаре» фрегатов проекта 11356 (типа Talwar) для ВМС Индии. Значительную часть их электронного и иного снаряжения составляли приборы и агрегаты производства индийских и других зарубежных фирм. По ряду изделий российских аналогов не было, или они требовали доработки. Вот первая «подножка», о которую споткнулся «Адмирал Григорович».

Были и другие. Например, во время заводских ходовых испытаний летом прошлого года у фрегата «полетели» охладители главного двигателя. Их пришлось менять. Операция эта хлопотная и требующая времени. В результате государственные испытания «Адмирала Григоровича» в очередной раз сдвинулись вправо и начались только в октябре.

Корабль испытывали по полной программе на Балтике, а затем в Баренцевом море, куда он прибыл 21 декабря прошлого года. Проверялись ходовые и мореходные качества, производились стрельбы всеми видами имеющегося на борту оружия, включая крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК», по морским и береговым целям, а также ЗУР 9М317М. Тесты последних были особенно важны и ответственны. «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей, получивший эти ракеты, предназначенные для стрельбы из подпалубных пусковых установок сотого типа 3С90М. На эсминцах проекта 956 и фрегатах типа Talwar используются балочные пусковые установки наклонного старта с ЗУР 9М38, 9М38М1Э и 9М317МЭ. Внедрение вертикальных пусковых установок с новой ракетой дает массу преимуществ. ЗУР находятся в постоянной готовности к применению. Скорострельность увеличилась в шесть раз по сравнению с ЗРК «Штиль» старого образца. Теперь обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). ЗРК одновременно может обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей и поражать с высокой вероятностью широкий их класс – от высотных высокоскоростных ракет до противокорабельных ракет на предельно малых высотах, а также перехват высокоманевренных целей в большом диапазоне высот и дальностей. ЗУР с высокой эффективностью можно стрелять и по надводным объектам.

Государственные испытания головного фрегата успешно завершились «под елочку» – 30 декабря прошлого года. Но для передачи флоту времени уже не осталось. Поэтому решили без ненужной спешки провести на корабле ревизию оружия, механизмов и агрегатов на заводе-строителе. «Адмирал Григорович» прибыл в Калининград 11 января, а 3-4 марта совершил контрольный выход в море и вот, наконец, 10 марта был подписан приемный акт.

Надо полагать с двумя следующими в серии СКР этого типа дело пойдет бойчее. Во всяком случае, руководители ОСК и представители «Янтаря» утверждают, что сдача флоту «Адмирала Эссена», который 1 февраля начал государственные испытания, состоится до конца апреля текущего года, а «Адмирала Макарова» – в августе. Дай-то бог, но не будем забывать, что судостроители всегда щедры на авансы.

А вот со второй тройкой фрегатов проекта 11356Р/М проблемы сохраняются. Они известны и связаны с газотурбинными установками М7Н1 производства николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», которое прекратило поставки ГТУ ПСЗ «Янтарь» после введения Киевом эмбарго на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения. Деньги за эти силовые агрегаты давно уплачены, но вряд ли в обозримом будущем они дойдут до Калининграда.

Решение проблемы может быть трояким. Либо нужно ждать, когда производство корабельных газотурбинных двигателей будет налажено на НПО «Салют». Это рыбинское объединение обещало начать выпуск таких ГТУ в 2017 году. Однако потребуется еще год, а то два-три для окончательной отладки агрегатов и организации их серийного производства. Другой вариант – приобретение ГТУ в Китае, так как рассчитывать на их закупку в США и Великобритании по понятным причинам не приходится, а только в этих странах, кроме Украины, газотурбинные установки разрабатываются и собираются (мы здесь не говорим о лицензионных копиях, поскольку они России тоже не доступны). Третий вариант – оснащение СКР проекта 11356Р/М дизельными установками отечественного или зарубежного производства. Да, придется довольно серьезно перепроектировать корабли и потерять 3-4 узла в их скорости, но это все-таки выход из положения.

Впрочем, руководство ОСК, судя по всему, больше склоняется к иному варианту...

За несколько дней до поднятия флага на «Адмирале Григоровиче» – 2 марта – на ПСЗ «Янтарь» без обычных в таких случаях торжественных мероприятий состоялся спуск на воду фрегата «Адмирал Бутаков» – четвертого СКР серии. Подобная «скромность» объясняется просто. На корабле по известным причинам отсутствует энергетическая установка. Дабы освободить стапель, нужный для других производственных нужд, его спустили на воду и поставили фактически в отстой. Такая же участь, похоже, ожидает и «Адмирала Истомина» – пятый фрегат проекта 11356Р/М. Шестой СКР – «Адмирал Корнилов» – избежит эту процедуру, поскольку официально даже не закладывался.

Еще летом прошлого года появились сообщения, что два фрегата, оставшиеся без двигателей, собираются продать Индии, которой Украина не возражает передать ГТУ. Дели заинтересовался этим предложением. Посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван даже побывал на «Янтаре», дабы получить представление о состоянии товара. «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем», – заявил в сентябре минувшего года глава ОСК Алексей Рахманов. В декабре во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Очевидно, не сошлись в цене. Однако переговоры продолжаются. Об этом сообщил вице-президент по военному кораблестроению ОСК Игорь Пономарев после церемонии подъема флага на «Адмирале Григоровиче». «Мы выполняем пока работы по гособоронзаказу (то есть по второй тройке СКР проекта 11356Р/М – прим. автора), строим эти корабли, вместе с тем ведем переговоры с индийской стороной о возможности продажи этих кораблей индийской стороне». Несомненно, руководство Объединенной судостроительной корпорации хочет избавиться от недостроенных кораблей, которые «висят» на балансе ОСК – по принципу «с глаз долой – из сердца вон».

В Дели не прочь приобрести эти два корабля, тем паче, что фрегаты типа Talwar пользуются хорошей репутацией в ВМС Индии. Еще пара кораблей, особенно оснащенных ЗУР в вертикальных пусковых установках, явно не будет лишней. С другой стороны, проект потребует переработки для внедрения систем вооружения индийского производства. Вот почему индийская сторона, понимая трудное положение ОСК, торгуется и старается приобрести два корпуса по цене чуть выше стоимости металлолома.

Однако особенно большой нужды в этих кораблях у ВМС Индии нет. В этой стране по образу и подобию проекта 11356 при содействии Северного ПКБ сконструированы и построены три фрегата типа Shivalik (проект 17). Они очень похожи на прототипы. При этом их полное водоизмещение возросло до 6200 т, а длина увеличилась до 142,5 м. За счет увеличения размерений удалось усилить зенитное вооружение – в дополнение к «Штилю» с балочной пусковой установкой появились вертикальные пусковые установки на 32 израильские ЗУР малой дальности Barak 1. В ангаре помещаются два вертолета. А силовая установка не «Зори-Машпроекта», а комбинированная по схеме GODOG, состоящая из двух дизелей Pielstick 16 PA6 и двух газотурбинных установок General Electric LM2500.

В прошлом году Министерство обороны Индии дало добро на строительство семи фрегатов проекта 17А, чьими прототипами стали корабли проектов 11356 и 17. Их сборка будет осуществляться на верфях Mazagon Dock и Garden Reach Shipbuilders & Engineers при участии итальянского судостроительного концерна Fincantieri. Водоизмещение кораблей снова возросло – до 6670 т. Архитектура – очень лаконичная, полностью стелсовская. На интегрированной мачте – фазированные решетки многофункциональной РЛС. Основное ударное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты BRAHMOS российско-индийской разработки, а зенитное – ЗУР Barak 8 (LR-SAM) большой дальности израильско-индийского производства. То есть острой необходимости в паре российских фрегатов ВМС Индии не испытывают.

Далеко не все в России разделяют точку зрения руководства ОСК. «Вторая тройка фрегатов проекта 11356 должна быть достроена и передана Черноморскому флоту России, несмотря на задержку, связанную с импортозамещением, – заявил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. – Нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей. Некоторым из них по 40-50 лет, и их цикл жизни закончился».

Да, как-то неловко получается. В российском флоте сегодня в строю числятся три сторожевых корабля/фрегата океанской зоны. Все они несут службу в составе Черноморского флота, но им впору занять место у причала какого-нибудь военно-морского музея. Еще два балтийских СКР находятся в ремонте из-за поломок газотурбинных двигателей. И при этих обстоятельствах вместо нахождения решений по достройке остро необходимых ВМФ кораблей искать пути их сбыта за рубеж совсем непатриотично. Особенно в год думских выборов и приближающихся президентских. Могут не понять.

Кроме того нельзя забывать, что западные и украинские «партнеры» России не преминут воспользоваться фактом продажи фрегатов Индии как примером успешного применения санкций против нашей страны. Поэтому кровь из носа, но нужно не дать им такого шанса.

Выступая в Министерстве обороны на едином дне приемки военной продукции 11 марта, то есть тогда же, когда поднимался Андреевский флаг на «Адмирале Григоровиче», президент Владимир Путин сказал: «Практически полтора года у нас реализуется программа импортозамещения, налажен выпуск многих компонентов, ранее поставлявшихся из-за рубежа. Вместе с тем по ряду важных узлов, деталей и комплектующих проблемы еще сохраняются. Нужно быстрее разворачивать их производство. В крайнем случае – искать альтернативных поставщиков. Но я уверен, наш оборонно-промышленный комплекс в состоянии справиться и, безусловно, справится с поставленной перед ним задачей». Поэтому ОСК требуется больше внимания уделять решению возникших проблем, а не поиску покупателей за рубежом.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Адмирал Григорович»

Сторожевой корабль «Адмирал Григорович»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Строительство начато 18 декабря 2010 года
Спущен на воду 14 марта 2014 года
Введён в эксплуатацию 10 марта 2016 года
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3 620 тонн (стандартное),
4 035 тонн (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 × 30 450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22 000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 - 100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК») ,
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР) ,
8×1 ПУ ЗРК «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»)
1×12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 2 - 533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31

10 марта 2016 года был подписан приёмосдаточный акт, 11 марта был поднят военно-морской флаг и корабль официально вошел в состав флота .

Служба

В июле 2016 года корабль вышел в Черное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Черного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

Командиры корабля

Напишите отзыв о статье "Адмирал Григорович (сторожевой корабль)"

Примечания

Ссылки

Сторожевой корабль 2-го ранга / фрегат. Разработка экспортного варианта СКР / фрегата начата в середине 1980-х годов Северным ПКБ (г.Ленинград) на базе СКР пр.11351, главный конструктор - Вилор Перевалов. При проектировании на корабле предполагалось размещение ПКР "Уран" и нового типа ЗРК. Первая серия фрегатов пр.11356 (3 шт) для ВМФ Индии построена на Балтийском заводе (г.Санкт-Петербург) в 1999-2004 г.г. Подписание контракта на поставку - 17 ноября 1997 г. Головной фрегат заложен на стапеле в 1999 г. Спуск на воду первых двух кораблей серии - 2000 г. Головной фрегат серии INS Talwar передан индийским ВМС 18 июня 2003 г. В 2007 г. (контракт подписан в 2006 г. на сумму 1.6 млрд. USD) начато строительство второй серии кораблей пр.11356 для ВМС Индии (3 шт). Изменен состав оборудования, на кораблях устанавливается ракетный комплекс ПКР .

Строительство кораблей пр.11356Р для ВМФ России начато 18.12.2010 г. закладкой первого СКР "Адмирал Григорович" из серии в три корабля проекта. Всего, по состоянию на 2012 г. планируется построить 6 фрегатов. Строительство первых трех ведется по контракту №704/27/2/ОНК/КН/1176-10 от 28.10.2010 г., вторых трех по контракту №3/1/1/0553/ГК-11-ДГОЗ от 13.09.2011 г. (ист. - Годовой отчет СПКБ, 2011 г. ). В рамках первого контракта 29 марта 2011 г. заключены договора ПСЗ "Янрарь" с Северным ПКБ:
- на техническое сопровождение и авторский надзор при строительстве зав. №01357 проекта 11356 на 166 млн. руб.,
- на разработку документации и техническое сопровождение строительства кораблей проекта 11356 - на 710,96 млн. руб.



Фрегат Trishul F43 пр.11356, 2003 г. (фото Przemyslaw Gurgurewicz, http://pvo.guns.ru).


Фрегат пр.11356 INS Tarkash на ходовых испытаниях, 22.07.2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фотомонтаж с кораблями пр.11356 - F40 INS Talwar, F43 INS Trishul. Использовано фото не позже августа 2010 г. (Vival, http://fotki.yandex.ru).


Слева-направо: F40 INS Talwar, F43 INS Trishul проекта 11356. Фото не позже августа 2010 г. (фото - Vival, http://fotki.yandex.ru).




Фрегат пр.11356 ВМС Индии. На фото INS Teg или корабль первой серии для ВМС Индии (http://www.shipyard-yantar.ru).

Двигательная установка - двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG М7Н1, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) ДТ-59 производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» (Украина) мощностью по 22000 л.с. и двух маршевых ГТД экономического хода ДС-71 производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» (Украина) мощностью по 8450 л.с., работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ). Производство винтов для серии фрегатов для ВМФ России ведется на Балтийском заводе (г.Санкт-Петербург).
Мощность максимальная ГЭУ - 2 х 30450 л.с.


Машинное отделение фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).


В 2014 г. после прекращения военно-технического сотрудничества с Украиной начата подготовка к выпуску двигательных агрегатов для кораблей проекта в России. Предполагаемый производитель - компания "Турборус". Ожидается, что первые двигательные установки локализованного производства начнут поступать на заводы в 2016-2017 г.г.


Энергетика - 4 х дизель-генераторы WCM-800 мощностью по 800 кВт (на индийских фрегатах)


Пост энергетики и живучес (ПЭЖ) фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).



Проекции и разрез СКР пр.11356 - Mod.KRIVAK-III (реконструкция по кадрам фильма "Корабль нового поколения" ).

ТТХ корабля :
Экипаж - 180 чел (в т.ч. 18 офицеров)

Длина максимальная - 124,8 м
Ширина - 15,2 м
Осадка:
- 4,2 / 4.5 м (при стандартном водоизмещении)
- 7.5 м (габаритная)

Водоизмещение полное - 4035 т
Водоизмещение стандартное - 3620 / 3830 т

Cкорость полного хода - 30 уз
Скорость экономического хода - 14 уз
Дальность плавания:
- 4500 миль (18 уз)
- 4850 миль (14 уз)
Автономность - 30 сут

Стоимость:
- фрегата пр.11356 (1997 г.) составляла ок.330 млн. USD
- фрегата пр.11356 второй серии (2006 г.) составляла ок.533 млн. USD

Вооружение :
пр. 11356 первая серия для Индии
пр. 11356 вторая серия для Индии
(зав.№№01354-01356)
"Адмирал Григорович" / пр. 11356М или пр.11356Р
ПКР 8 х ПКР 3М54Э / SS-N-27 комплекса Сlub-N разработки ОКБ "Новатор", г.Екатеринбург, экспортный вариант, в установке вертикального пуска 3С14Э, СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат"; целеуказание от БИУС или от РЛК целеуказания 3Ц25Э
8 х ПКР - в установке вертикального пуска 3С14Э, СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат" установка вертикального пуска 3С14 производства Балтийского завода (ПУ, г.Санкт-Петербург), СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат"

Ракетный комплекс "Калибр"
- ракетный комплекс " "

ЗРК ЗРК " " - 1 пусковая установка 3С90Э с боекомплектом 24 ракеты 9М317Э, с 4 х РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех" / FRONT DOME
ЗРК " " - 1 пусковая установка 3С90Э с боекомплектом 24 ракеты 9М317Э, с 4 х РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех" / FRONT DOME ЗРК "Штиль-1" - 3 х пусковых установки вертикального пуска 3С90Э.1 с боекомплектом 3 х 12 ракет, вероятно, 4 х РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех" / FRONT DOME
Артиллерия - 1 х 100 мм артиллерийская установка с СУО 5П-10Э "Пума" - 1 х 100 мм артиллерийская установка с СУО 5П-10 "Пума"
ЗРАК / АК ЗРАК " " - 2 боевых модуля на кормовой части надстройки (с возможной заменой на "Каштан-М" в процессе эксплуатации), боекомплект 6000 выстр., 64 ЗУР 3М311Э
2 х 6-ствольных 30 мм автомата
ПЗРК ПЗРК "Игла-1Э" - 8 шт. ПЗРК "Игла-1Э" - 8 шт. нет данных
Торпедные аппараты ДТА-53-11356 - 2 х 2 шт, в бортовых нишах, калибр 533 мм с ПУТС "Пурга", боекомплект - торпеды типов СЭТ-65СЭ, 53-65КЭ
ДТА-53-11356 - 2 х 2 шт, в бортовых нишах, калибр 533 мм с ПУТС "Пурга", боекомплект - торпеды типов СЭТ-65СЭ, 53-65КЭ
РБУ комплекса РПК-8Э - 1 установка в носовой части корабля, боекомплект 48 РГБ-60 или 90Р
комплекса РПК-8Э - 1 установка в носовой части корабля, боекомплект 48 РГБ-60 или 90Р нет данных
Постановка помех 4 ПУ КТ-216 комплекса 4 ПУ КТ-216 комплекса нет данных
Вертолет посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-28 или Ка-31 посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-28 или Ка-31

По неподтвержденным неофициальным данным головные три установки А-190Э выпущены ПО "Арсенал" с нарушением технологии изготовления системы заряжания. Последствия - при одиночной стрельбе установка работает штатно, но при стрельбе очередями устройства выходят из строя с механическими повреждениями палубы. Выявлены недостатки были еще при испытаниях на полигоне в Ржевке, проведенные доработки улучшили ситуацию только при стрельбе одиночными выстрелами (ист. - Страх прошел).


ПУ вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 (http://alternathistory.org.ua).


Установка вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 - Mod.KRIVAK-III (фильм "Корабль нового поколения", http://www.youtube.com).


Пуск ПКР BrahMos с фрегата предположительно INS Teg в ходе маневров ВМС Индии TROPEX-2013. Опубликовано 02.03.2013 г. (http://livefist.blogspot.ru).


Пусковая установка 3С90Э с ракетой 9М317Э ЗРК " ". Передача ВМС Индии фрегата INS Teg (F45) на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


ЗРК "Штиль-1" с пусковыми установками вертикального пуска 3С90Э.1 (слева) на модели фрегата пр.11356Р, 2012 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru/).


Применение ЗРК "Штиль-1" с борта СКР "Адмирал Макаров" пр.11356Р, осень 2016 г., Балтика (кадр телерепортажа Министерста обороны России).

Фрегат пр.11356 Trishul ВМФ Индии и установка А-190Э вариант 1, 2003 г. (фото Przemyslaw Gurgurewicz, http://pvo.guns.ru).


Артиллерийская установка А-190Э для фрегатов пр.11356 (фото - Сергей Смольский, http://itar-tass.com/).


Зачетная стральба 100-мм артустановки А-190 фрегата INS Teg (F45), Балтика, 22.12.2011 г. (http://www.youtube.com/watch?v=aE-Rbdeu5Lw).


Стрельбы артиллерийской установки А-190-1Э фрегата INS Trikand пр.11356 в ходе заводских ходовых испытаний на Балтике, 05.02.2013 г. - 14.03.2013 г. (фото - В.Гриба, Вперед! №4 / 2013 г.).


Погрузка установки А-190-1 на СКР "Адмирал Григорович" пр.11356Р. ПСЗ "Янтарь", 15 мая 2014 г. (фото - С.Михайлов, "Вперед!" от 23.05.2014 г. via http://navy-korabel.livejournal.com/).


Спуск на воду фрегата "Адмирал Эссен" пр.11356Р с артиллерийской установкой А-190-1, 07.11.2014 г. (фото - Виталий Невар, http://itar-tass.com/).




Стрельбы установки РБУ-6000 во время ходовых испытаний INS Tarkash ВМС Индии, Балтика, лето 2012 г. (http://www.shipyard-yantar.ru).


Системы вооружений в носовой части фрегата INS Trikand пр.11356. Фото сделано во время заводских ходовых испытаний на Балтике, период 05-28.02.2013 г. (фото - М.Завадский, Вперед! №3 / 2013 г.).


Установка первого торпедного аппарата ДТА-53-11356 на СКР "Адмирал Григорович" пр.11356Р, 18.06.2014 г. (фото Сергея Михайлова, "Вперед!" №11 / 2014 г.).


Оборудование :


пр.11356 первая серия для Индии
пр.11356 вторая серия для Индии (зав.№№01354-01356)
"Адмирал Григорович" / пр.11356М
БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Требование-М", посредством Ethernet LAN соединены 8 терминалов Т-171 управления боевыми процессами (с 18" LCD-мониторами) и 3 сервера Т-162, так же в сети работают системы Т-119, Т-190 и центр обработки данных РЛС Т-181 "Требование-М" ()
РЛС обнаружения воздушных целей РЛС с ФАР "Фрегат-М2ЭМ" / TOP PLATE, частотный диапазон Е;
Частота вращения антенн - 6 / 12 об/мин
Дальность действия - до 300 км
РЛС обнаружения надводных целей и целеуказания РЛС 3Ц25Э "Каштан" / "Гарпун-Б", частотный диапазон I; целеуказание ракетному комплексу Club-N
Дальность действия - до 500 км
РЛС СУО РЛС СУО 5П10Э артиллерийской установки А-190Э с электронно-оптическим и ТВ-визирами, разработчик - КБ "Аметист", производитель - ОАО "Ратеп";
Дальность обнаружения - 60 км

РЛС СУО ЗРК МР-90 "Орех"

Навигационные РЛС и системы РЛС МР-212/201-1, частотный диапазон I;

РЛС «Бридж-Мастер»

РЛС «Нуклеус-2-6000А»

Инерциальная система "Ладога-МЭ-11356" производства НПО "Электроприбор"

Комплекс РЭП ТК-25Э-5
ГАК и ГАС ГАК АPSON (Advanced Panoramic Sonar Hull ) - активно-пассивная ГАС с селекцией целей и автоматическим сопровождением

по др.данным - ГАС BEl HUMSA (Hull Mounted Sonar Array ) - панорамный активно-пассивный ГАК разработки Naval Physical and Oceanographic Laboratory (NPOL, Индия).

ГАС МГ-345 "Бронза" (возможно)

ГАС SSN-137 / STEER HIDE (не подтверждено), среднечастотная, активного поиска;

Комплекс средств связи SSC Мк2


Мостик фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).


Боевой пост рулевого фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).


Кресло командира фрегата "Адмирал Григорович" пр.11356Р, июнь 2015 г. (фото - Геооргий Томин, ЦВМП, ).

Надстройка фрегата Trishul пр.11356 с антенными постами РЛС (вид с правого борта), 2003 г.(фото Przemyslaw Gurgurewicz, http://pvo.guns.ru + реконструкция ).


Антенные посты фрегата INS Teg (F45) пр.11356 второй серии. Передача фрегата ВМС Индии на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


Радиотехническое вооружение СКР "Адмирал Григорович" пр.11356Р, фото сделано во время ходовых испытаний на Балтике (http://shipyard-yantar.ru/).


Модификации :
- пр.11356 - фрегат УРО / СКР, разработан Северным ПКБ начиная с середины 1980-х годов. Две серии по 3 шт построены и строятся для ВМС Индии.


- пр.11356Р (ранее встречалось - "пр.11356М") - вариант фрегата / СКР для ВМФ России. Головной корабль "Адмирал Григорович", заложен 18.12.2010 г. на ССЗ "Янтарь". По двум контрактам ССЗ "Янтарь" должен построить 6 фрегатов пр.11356Р для ВМФ России (данные на 2012 г., ).


Статус : Россия

2010 г. 28 октября - МО России заключило контракт с ССЗ "Янтарь" (г.Калининград) на строительство трех СКР пр.11356 (возможно пр.11356М). Контракт заключен по итогам тендера в котором так же участвовали Амурский судостроительный завод, "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи" и Балтийский завод. Срок строительства по контракту составит (для первого корабля) 2 года и 10 месяцев.

2010 г. 18 декабря - на ССЗ "Янтарь" заложен головной СКР "Адмирал Григорович" пр.11356М из серии в три СКР для ВМФ России. Закладка второго корабля - "Адмирал Эссен" должна состояться 8 июля 2011 г.


Церемония закладки СКР "Адмирал Григорович", закладная секция и закладная доска, ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 18.12.2010 г. (фото И.А.Михайлова и РИА "Новости", http://forums.airbase.ru).

2011 г. 6 мая - на ССЗ "Янтарь" начата заготовка корпусных конструкций для СКР "Адмирал Эссен" пр.11356М. Завершается сборка 4-го блока СКР "Адмирал Григорович".

2011 г. 8 июля - на ССЗ "Янтарь" заложен второй корабль контракта - СКР "Адмирал Эссен" пр.11356М из серии в три СКР для ВМФ России.


Закладная доска и церемония закладки СКР "Адмирал Эссен" пр.11356 на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 08.07.2011 г. (http://forums.airbase.ru).


Строительство корпуса СКР "Адмирал Григорович" пр.11356 на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 08.07.2011 г. (http://forums.airbase.ru).


Строительство корпуса СКР "Адмирал Григорович" пр.11356 на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, ноябрь 2011 г. (фото - vvv39, http://forums.airbase.ru).

2011 г. 20 декабря - в СМИ сообщается, что ведутся строительные работы на СКР для ВМФ России "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен".

2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Министерстве обороны России сообщает, что в измененной программе развития вооружения до 2020 г. количество СКР пр.11356 - 6 единиц - что подтверждает ранее полученные цифры.

2012 г. 29 февраля - в СМИ сообщается о планах поставить в ВМФ России до 2016 г. 6 СКР пр.11356. На ССЗ "Янтарь" заложен третий корабль для ВМФ России - "Адмирал Макаров".

2012 г. 14 сентября - в СМИ появилась информация о планах закладки в октябре 2012 г. четвертого фрегата пр.11356 для ВМФ России. По состоянию на текущий момент состояние строительства первых трех кораблей:
- "Адмирал Григорович" - корпус сформирован, в 2013 г. ожидается спуск на воду.
- "Адмирал Эссен" - корпус почти сформирован.
- "Адмирал Макаров" - корпус находится в стадии формирования блоков.

2012 г. 12 октября - РИА "Новости" распространило информацию о предстоящей 12 октября закладке четвертого фрегата пр.11356 для ВМФ России - "Адмирал Бутаков" (). В течение дня церемония закладки не состоялась - по неподтвержденной информации церемония перенесена по более поздний срок.


Слева на стапеле фрегат "Адмирал Григорович" зав.№01357, ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.10.2012 г. (фото - 39rus, http://forums.airbase.ru).

2013 г. март - Балтийский завод (г.Санкт-Петербург) приступил к изготовлению трех корабельных ПУ ракетного комплекса "Калибр" для фрегатов пр.11356, которые строятся для ВМФ России на ССЗ "Янтарь". По контракту поставка всех трех ПУ должна состояться до конца 2014 г. Фрегаты №№4-6 так же будут оснащены ПУ производства Балтийского завода. Кроме того, в начале 2013 года петербургская верфь изготовила три пары гребных винтов для первой тройки российских фрегатов, а на днях было заключено соглашение об изготовлении еще шести винтов - для второй тройки кораблей. ().

2013 г. 7 марта - на фрегате "Адмирал Макаров" строящемся на ССЗ "Янтарь" начат завершающий этап формирования корпуса - сборка носовой части. Завершение сборки корпуса ожидается в мае 2013 г.


Начало стыковки носовой части корпуса фрегата "Адмирал Макаров", ССЗ "Янтарь", 07.03.2013 г. (фото - С.Михайлов, Вперед! №4 / 2013 г.).

2013 г. 14 июня - завершена стыковка носового острова корпуса фрегата "Адмирал Макаров" и остальной части корабля. Завершение стыковочных работ ожидается в июле 2013 г.


Закладная секция фрегата "Адмирал Бутаков" пр.11356Р на ССЗ "Янтарь", начало июля 2013 г. (фото - С.Михайлов, http://www.shipyard-yantar.ru).


Закладная доска СКР "Адмирал Бутаков" пр.11356, фото с закладки 12.07.2013 г. (http://function.mil.ru).

2013 г. 12 июля - сообщается, что на ССЗ "Янтарь" в Калининграде на строящемся головном фрегате "Адмирал Григорович" пр.11356Р завершена погрузка газотурбинных двигателей и маршевых редукторов. Установлены гребные валы. В скором времени ожидается монтаж дизель-генераторов и фрезерной части ГГТА.


Головной фрегат пр.11356Р для ВМФ России "Адмирал Григорович", ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 19.03.2014 г. (фото - Drakon 64, http://forums.airbase.ru).


Головной фрегат пр.11356Р для ВМФ России "Адмирал Григорович", ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, апрель 2014 г. (фото - oleg12226, http://forums.airbase.ru).

2014 г. 15 мая - на СКР "Адмирал Григорович" установлена артиллерийская установка А-190-01 ()..

2014 г. 18 июня - на СКР "Адмирал Григорович" погружен первый из двух торпедных аппаратов ДТА-53-11356. Заводской прессой () отмечается, что ход строительства корабля существенно сдерживает недопоставка ряда комплексов и оборудования корабля. Тем не менее, отмечается, что корабль будет сдан в срок.


СКР "Адмирал Григорович" у достроечной стенки ПСЗ "Янтарь", 18.06.2014 г. (фото Сергея Михайлова, "Вперед!" № 11 / 2014 г.).


2014 г. 19 июня - пресс-служба ОСК сообщает, что строительство серии из 6 СКР для ВМФ России завершится не в 2016 г., а в 2017 г. "Первоначально в контракте стоял срок сдачи серии - 2016 год. Однако в силу того, что шестой фрегат будет заложен позднее, чем планировалось первоначально, то и срок его сдачи действительно переместился на 2017 год" (). Скорее всего сдвиг сроков вызван прекращением военно-технического сотрудничества с Украиной (производство ЭУ фрегатов).



Спуск на воду фрегата "Адмирал Эссен" пр.11356Р. 07.11.2014 г. (фото - Виталий Невар, http://itar-tass.com/).

Экспорт :
Индия:
- 1997 г. 17 ноября - подписан контракт на поставку трех кораблей общей стоимостью 1 млрд. USD.

2003 г. 18 июня - ВМС Индии приняли первый фрегат серии INS Talwar (F40), по контракту передача должна была произойти в мае 2002 г.

2003 г. 25 июня - ВМС Индии приняли второй фрегат серии INS Trishul (F43), по контракту передача должна была произойти в ноябре 2002 г.

2004 г. 19 апреля - ВМС Индии приняли третий фрегат серии INS Tabar (F44), по контракту передача должна была произойти в мае 2003 г.

2006 г. 14 июля - подписан второй контракт на поставку еще трех кораблей пр.11356 производства ССЗ "Янтарь". Сумма контракта - 1.6 млрд. USD (533 млн USD за корабль). Из суммы контракта вычли штрафные санкции за срыв сроков поставки кораблей по первому контракту на 1 год в сумме 40 млн. USD.

2007 г. - на ССЗ "Янтарь" (г.Калининград) начато строительство кораблей второй серии.


Фрегат INS "Teg" (?), заводской №01354, после спуска на воду, Калининград, 2009-2010 г.г. (http://forums.airbase.ru).


Фрегат INS "Tarkash", заводской №01355, церемония спуска на воду, Калининград, 23.06.2010 г. (http://forums.airbase.ru).

2010 г. 16 декабря - ССЗ "Янтарь" уведомил "Рособоронэкспорт" о необходимости пересмотра условий контракта с Индией. Запрошены увеличение финансирования на 100 млн. USD и сроков строительства. В СМИ заявляется, что стоимость контракта для ВМС Индии меняться не будет.


БДК "Иван Грен" пр.11711 (справа) и фрегат пр.11356 Trikand для ВМС Индии на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, май 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


INS Trikand на церемонии спуска на воду на CCP "Янтарь" в Калининграде, 25.05.2011 г. (http://www.newkaliningrad.ru).


INS Tabar (F44) пр.11356 Mod. KRIVAK-III ВМС Индии, фото 2011-2012 г.г. (из архива Randy M, http://www.militaryphotos.net).

2011 г. 19 августа - в газете "Корабел" со слов начальника строительства заказов пр.11356 Бориса Крутя сообщается о состоянии фрегатов пр.11356 второй серии для Индии:
INS Teg (F45) - корабль приближается к ходовым испытаниям, готовится к выходу в море. Испытания главного движительного комплекса планируется завершить до 20.08.2011 г. Программу подгтовки планируется завершить к 25.08.2011 г.
INS Tarkash (F50) - завершающая стадия постройки, не поставлена пока артиллерийская установка А-190, недоукомплектованы некоторые другие системы корабля по вине смежников. В течение двух месяцев планируется завершить изготовление трудопроводов. В ноябре 2011 г. корабль должен приступить к швартовым испытаниям.
INS Trikand (F46 ?) - не завершена комплектация корабля, не достает многих видов оборудования включая кабель, из требуемых 150 трубопроводчиков на корабле работает только 20. Прогнозов по постройке пока нет.

2011 г. 22 декабря - стрельбой из установки А-190 завершены ходовые испытания фрегата "Teg" для ВМС Индии. Выполнена стрельба очередью в 28 выстрелов с темпом стрельбы 70 выстр/мин. Попыток выполнить зачетную стрельбу было около десяти.

2011 г. 26 декабря - на Балтике успешно завершились ходовые испытания фрегата INS Teg для ВМС Индии. Испытаны все системы, включая ракетный комплекс . Для завершения государственных испытаний осталось совершить один выход в море в январе 2012 г.

2012 г. 17 января - планируемая дата выхода фрегата INS Teg (F45) на завершающий этап государственных испытаний. За время ходовых испытаний фрегата проверены все основные узлы и механизмы, успешно проведены стрельбы ракетным комплексом . передача фрегата ВМС Индии планируется на апрель 2012 г.

2012 г. 07 февраля - ССЗ "Янтарь" завершил государственные испытания фрегата INS Teg (F45).

2012 г. 28 февраля - состояние работ по серии из трех фрегатов для ВМС Индии:
- INS Teg (F45) - планируется передать Индии в апреле 2012 г. Испытания завершены;
- INS Tarkash (F50) - проходит швартовые испытания;
- INS Trikand (F46 ?) - находится в достройке;

2012 г. 15 марта - в Балтийске начата морская стадия заключительных приемосдаточных испытаний фрегата INS Teg (F45). В ходе ходовых испытаний потребовалась замена одной из турбин корабля. Передача фрегата Индии планируется на 27 апреля 2012 г.


Передача ВМС Индии фрегата INS Teg (F45) на ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


Передача ВМС Индии фрегата INS Teg (F45) пр.11356 второй серии. ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.04.2012 г. На заднем плане один двух достраивающихся фрегатов пр.11356 второй серии для ВМС Индии (автор фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 18 мая - все работы на INS Tarkash (F50) завершены - корабль готов к ходовым испытаниям. Начало испытаний намечено на 29 мая 2012 г.

2012 г. 24 мая - на INS Tarkash (F50) официально начаты ходовые испытания - корабль вышел в Балтийск. Реально ходовые начаты выходом в море 4 июня 2012 г. Бортовой номер 703.


Фрегат F45 INS Teg ВМС Индии в порту Валетта, Мальта, 27.05.2012 г. (фото - albireo2006, http://www.flickr.com/photos/albireo2006).


Фрегат пр.11356 INS Tarkash на ходовых испытаниях, лето 2012 г. (http://www.shipyard-yantar.ru).


Фрегат пр.11356 INS Tarkash на ходовых испытаниях, Балтийск, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 25 августа - в СМИ сообщается, что ходовые испытания INS Tarkash (F46) на Балтике успешно завершены. В сентябре корабль возвращается в Калининград и официальная передача корабля Индии планируется на ноябрь 2012 г.


INS Trikand на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 15.09.2012 г. ("Вперед!", №17, 28.09.2012 г.).


INS F50 Tarkash на ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 27.10.2012 г. (фото - 39rus, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 09 ноября - в Калининграде на ССЗ "Янтрарь" должна состояться церемония передачи ВМС Индии второго корабля второй серии фрегатов пр.11356 - INS Tarkash (F50). Передача третьего корабля INS Trikand ожидается летом 2013 г. после окончания ходовых испытаний, которые начнутся весной 2013 г.


http://forums.airbase.ru , монтаж).


Фрегат INS Tarkash F50 на церемонии передачи ВМС Индии, ССЗ "Янтарь", г.Калининград, 09 ноября 2012 г. (фото - И.А.Михайлов, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 12 ноября - в российских СМИ со ссылкой на одного из чиновников появилась информация о планах Индии заключить контракт на постройку еще трех фрегатов пр.11356. В случае подтверждения этой информации и в случае выполнения такого контракта в ВМС Индии будет 9 фрегатов пр.11356. По состоянию на начало февраля 2013 г. эта информация не подтверждается нашими индийскими источниками информации.

2013 г. 14 февраля - фрегат INS Trikand пр.11356 вышел в Балтийское море на ходовые испытания. Официальное начало испытаний - 8 февраля - накануне корабль перешел из акватарии СРЗ в Военную гавань г.Балтийска ().

2013 г. 04 марта - началось обучение индийского экипажа INS Trikand. С 1 апреля 2013 г. начнется корабельная практика экипажа,а со 2 мая планируется начать приемо-сдаточные испытания корабля. передача корабля ВМС Индии планируется на июнь 2013 г. ().

2013 г. 14 марта - фрегат INS Trikand пр.11356 завершил заводские ходовые испытания. В ходе испытаний корабль выполнил пять выходов в море, в т.ч. выполнил стрельбы артиллерийской установки ().

2013 г. 17 апреля - фрегат INS Trikand пр.11356 завершил морскую часть Госиспытаний. Испытания были начаты 4 апреля 2013 г. в Балтийске. С 8 апреля корабль регулярно выходил на морские полигоны Балтийского флота, где демонстрировал государственной комиссии работу всех систем и механизмов, включая вооружение. 17 марта сдаточная команда завода и экипаж Балтфлота провели ракетные стрельбы зенитным комплексом «Штиль-1». «В результате стрельб была поражена ракета-мишень, движущаяся на высоте 50 м над уровнем моря, - отметил руководитель проекта 11356 ПСЗ «Янтарь» Алевтин Дмитриев ().

2013 г. 2 мая - планируется начать приемо-сдаточные испытания фрегата INS Trikand пр.11356 ().

2013 г. 22 мая - у побережья Гоа произведен успешный пуск ракеты BrahMos, дальность полета ракеты - 290 км. Ракета выполнила С-образный маневр по высоте. Пуск впервые был произведен с фрегата пр.11356 INS Tarkash ВМС Индии.


- 2014 г. 13 августа - в СМИ появилась информация о том, что на предстоящий в Индии конкурс на закупку новых фрегатов будет предложено три корабля пр.11356 с российскими двигательными установками ().

2016 г. 15 октября - во время Российско-Индийского саммита подписано соглашение о строительстве в Индии кораблей пр.11356 (). По неподтвержденной официально информации речь идет о трех кораблях пр.11356Р строившихся для ВМФ России, но оставшихся без украинских силовых установок, а так же о новом корабле, который будет строиться "с нуля" в Индии. Силовые установки Индии поставит Украина. Всего будет построено 4 фрегата проекта. «Достигнуто соответствующее секретное соглашение, Индия получит три строящихся фрегата проекта 11356. Индийской стороне также передадут 12 комплектов запасных частей для этих кораблей» ().

Реестр фрегатов пр. 11356:


проект заводской № завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
INS Talwar (F40)
пр.11356 301
ССЗ "Балтийский завод" 10.03.1999 12.05.2000 19.03.2002 (Россия)
18.06.2003
(Индия)
"Дозорный" в ВМФ России
INS Trishul (F43) пр.11356 302
ССЗ "Балтийский завод" 24.09.1999 24.11.2000 2002 (Россия)
25.06.2003 (Индия)
"Ударный" в ВМФ России
INS Tabar (F44) пр.11356 303
ССЗ "Балтийский завод" 26.05.2000 25.05.2001 2004 (Россия)
19.04.2004 (Индия)
СКР-23 в ВМФ России
INS Teg (F45) пр.11356 01354 ССЗ "Янтарь" 28.07.2007
27.11.2009
план середина 2011 г. (2010 г.)

план начало 2012 г. (осень 2011 г.)

план апрель 2012 г. (16.01.2012 г.)

план 27.04.2012 г. (28.03.2012 г.)

27.04.2012 г.

для ВМС Индии, порт приписки - Вишакхапатнам
INS Tarkash (F46)
пр.11356 01355 ССЗ "Янтарь", ответственный сдатчик - Сергей Щугорев
27.11.2007
23.06.2010 план 2011-2012 г.г. (2010 г.)

план - октябрь 2012 г. (04.07.2012 г.)

план - ноябрь 2012 г. (24.08.2012 г.)

09.11.2012 г.

для ВМС Индии, борт №703 во время испытаний на Балтике
INS Trikand (F50) пр.11356 01356 ССЗ "Янтарь" 12.06.2008 планировалось в 2010 г.

25.05.2011 г.

план 2012 г. (2010 г.)

план - июнь 2013 г. (осень 2011 г., подтверждено - март 2013 г.)

план - 29.06.2013г. (11.06.2013 г., подтверждено 25.06.2013)

29.06.2013 г.

для ВМС Индии
"Адмирал Григорович" пр.11356Р
01357 ССЗ "Янтарь", старший строитель - Александр Ситнов, к июлю 2013 г. - Игорь Протас ()
план ноябрь 2010 г. (лето 2010)

18.12.2010

план - 2012 г. (декабрь 2011 г.)

план - 2013 г. (14.09.2012 г.)

план - февраль 2014 г. (30.01.2014г.)

план - март 2014 г. (24.02.2014 г.)

14.03.2014 г.

план 2013 г. (2010 г.)

весна 2015 г. (план ноября 2014 г.)

11.03.2016 г.

№1 для ЧФ ВМФ России,

24.02.2014 г. - спуск на воду корабля перенесен на месяц в связи со сложной ледовой обстановкой

"Адмирал Эссен" пр.11356Р
01358 ССЗ "Янтарь" 08.07.2011 (план 18.12.2010 и реальная дата закладки) план - сентябрь-октябрь 2014 г. (28.08.2014 г.)

07.11.2014 г.

план 2014 г. (2011 г.)

прогноз - 2015 г. (2014 г.)

конец 2015 г. (планы июня 2015 г.)

07.06.2016 г.

№2 для ЧФ ВМФ России (ранее заявлялось, что возможно останется на БФ).
порт приписки - Севастополь ()
"Адмирал Макаров"

(в части источников в 2010-2011 г.г. упоминалось наименование "Адмирал Колчак")

пр.11356Р 01359 ССЗ "Янтарь", старший строитель - Александр Крупняков план декабрь 2011 г. (первая половина 2011 г.)

29.02.2012 г.

02.09.2015 г.
план 2014-2015 г.г. (2011 г.)

план 2015 г. (2012 г.)

план 2016 г. (планы июля 2015 г.)

план - декабрь 2016 г. (планы 2016 г.)

24.03.2017 г. объявлено, что сроки сдачи корабля под угрозой срыва из-за проблем с готовностью ЗРК "Штиль" ()

план- октябрь 2017 г. (лето 2017 г.)

№3 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()

Вероятно, строительство заморожено в 2014 г. из-за отсутствия двигательной установки.

"Адмирал Бутаков"

(в части источников в 2010-2011 г.г. упоминалось наименование "Адмирал Корнилов")

№1 пр.11356Р для ВМС Индии

пр.11356Р 01360 ( , ) ССЗ "Янтарь" план осень 2012 г. (2011 г.)

план - 12.10.2012 г. (12.10.2012 г. СМИ)

план - 20.03.2013 г. (05.03.2013 г.)

план - 18.04.2013 г. (15.04.2013 г., перенесена на поздний срок 16.04.2013 г.)

12.07.2013 г.

02.03.2016 г.
№4 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()
"Адмирал Истомин"

№2 пр.11356Р для ВМС Индии
пр.11356Р 01361
ССЗ "Янтарь" план 2013 г. (2011 г.)

план - 15.11.2013 г. (08.11.2013 г.)

15.11.2013 г.

-
план 2015-2016 г.г. (2011 г.) №5 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()

Контракт на строительство подписан в 2011 г. Вероятно, строительство заморожено в 2014 г. из-за отсутствия двигательной установки.

Лето 2016 г. - Корабль планируется передать с достройкой Индии ()

"Адмирал Корнилов"
(2011 г., подтверждается сообщением главкома ЧФ ВМФ А.Федотенкова, 29.04.2013 г.)

№3 пр.11356Р для ВМС Индии

пр.11356Р 01362
ССЗ "Янтарь" план 2013 г. (2011 г.)

план - 2014 г. (24.02.2014 г.)

прогноз - 2017 г. (осень 2016 г.), задел подготовлен

-
план 2015-2016 г.г. (2011 г.)

план - 2017 г. (19.06.2014 г.)

№6 для ЧФ ВМФ России.
порт приписки - Севастополь ()

Контракт на строительство подписан в 2011 г. Вероятно, строительство заморожено в 2014 г. из-за отсутствия двигательной установки.

Лето 2016 г. - Корабль планируется передать с достройкой Индии ()

№4 пр.11356Р для ВМС Индии пр.11356Р Индия прогноз - 2017-2018 г.г.
?? пр.11356М
?

-
-
план до 2020 г. (2011 г.)
№7 для ВМФ России. согласно Госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г.г., ТОФ
?? пр.11356М
?

Амурский ССЗ, г.Космомольск-на-Амуре -
-
план до 2020 г. (2011 г.) №8 для ВМФ России. согласно Госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г.г., ТОФ
?? пр.11356М? ? - - план до 2020 г. (?) №9 для ВМФ России ( , 30.01.2014 г.).
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Фрегаты проекта в составе Флота:

Год Итого в ВМФ "Адмирал Григорович" "Адмирал Эссен" "Адмирал Макаров" "Адмирал Бутаков" "Адмирал Истомин" "Адмирал Корнилов"
2014 0 - 15.05.2014 г. - на корабль установлена артиллерийская установка А-190
- ноябрь - корабль проходит дошвартовный период.
- конец ноября - планируется начало швартовных испытаний.
- 07.11.2014 г. - корабль спущен на воду с уже установленной артиллерийской установкой А-190

- - -
2015 2 - весна - планируется передача корабля Флоту
- июль - ходовые испытания

- июль - начаты швартовные испытания
- конец года - планируется передача Флоту

2016 - 11.03 - корабль передан Флоту - 07.06 - корабль передан Флоту
- 16.10 - при подготовке к переходу к месту постоянного базирования на Черноморский флот из Балтийска (планировался 16 октября 2016 г.) корабль в Балтийске в результате неудачного маневра при постановке на бочки получил повреждения гребных винтов и одного гребного вала. Переход на Черное море был отменен, и 7 ноября корабль был отведен буксирами на завод "Янтарь", где поставлен в плавучий док ПД-8 для ремонта. Ремонт продолжался там до 22 декабря 2016 года ().
- 25.11 - корабль поставлен в док для ремонта винтовой группы и линии вала вызванного происшествием - столкновением корабля с препятствием в акватории завода "Янтарь" ()

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица земли небольшие страны, – целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.Один из таких кораблей, фрегат «Адмирал Григорович», судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем, но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.Качественно новый Необходимость кардинально обновить отечественный Военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил, не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.В каком-то смысле фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота, стали настоящей находкой: универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие Военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.«Адмирал Григорович» – знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи, будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов – «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота – настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики, максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам: даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.Круговая оборона Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356, – один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считаные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как боевой – никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющей системой «Требование-М»: пеленг, дальность, курс и скорость цели – лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга, – одна из самых высокопроизводительных в мире.«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», – поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается также, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.Специалисты отмечают также, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов – от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.Из всех орудий Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника – не единственное, чем может похвастать новейший сторожевик. «Калибр-НК» – новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, – также входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно – после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно считается основным ракетным вооружением кораблей: прежде чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.«По большому счету что "Адмирал Григорович", что другие корабли проекта будут подчинены одной единственной цели – максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», – поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». Эта 100-миллиметровая 15-тонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту любому противнику. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечает ЗРАК «Палаш» тульского КБП – единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением, достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят его боевые возможности в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.Фото: Дмитрий Юров/Виталий Невар ТАСС

Иван Константинович Григорович родился 26 января (7 февраля) 1853 года в Санкт- Петербурге в семье потомственного дворянина капитана I ранга (затем — контр-адмирала) К. И. Григоровича. Свои детские годы он провел в Ревеле, где учился в Ревельской гимназии вместе со своими сверстниками Владимиром Бэром — будущим первым командиром крейсера «Варяг», и Евгением Егорьевым — будущим командиром крейсера «Аврора».

После смерти отца Иван в возрасте 18 лет поступил на военно-морскую службу и в мае 1871 года впервые ушел в плавание. В марте 1874 года он окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и после годичного плавания гардемарином и успешной сдачи экзаменов в 1875 году был произведен в мичманы с зачислением в состав Балтийского флота.

Затем И. К. Григорович служил на Балтике на различных судах и в различных должностях. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов участвовал на клипере «Забияка» в Цимбрийской экспедиции в Северо-Американские Соединенные Штаты. До 1881 года плавал на «Забияке» в должности вахтенного начальника и старшего офицера. В 1883 году за усердие получил звание лейтенанта и стал командиром своего первого корабля — вначале небольшого портового парохода «Колдунчик», а затем, в 1884-1886 годах, — парохода «Рыбка».

Служебная карьера складывалась удачно. С 1888 года Иван Константинович — флаг- офицер штаба начальника эскадры Тихого океана, с 1890 года — командир парохода «Петербург», с 1891 года — старший офицер фрегата «Герцог Эдинбургский», флаг-капитан берегового штаба 2-й флотской дивизии, с 1893 года — старший офицер корвета «Витязь», а затем крейсера 1 ранга «Адмирал Корнилов». В 1895 году Григорович назначается командиром крейсера 2 ранга «Разбойник», в 1895 году — командиром монитора береговой
обороны «Броненосец», в 1896 году — командиром минного крейсера «Воевода». 22 сентября 1896 года капитан 2 ранга Григорович был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени с бантом за участие в 20 морских кампаниях.

В 1896 году потомственный моряк неожиданно назначается на военно-дипломатическую работу и становится военно-морским атташе в Великобритании. Одновременно он работает и морским агентом во Франции, где в Тулоне ведется строительство эскадренного броненосца «Цесаревич» и крейсера «Баян». В феврале 1899 года капитан 1 ранга Григорович принимает командование над строящимся броненосцем «Цесаревич», а по окончании строительства в 1903 году под его командованием этот броненосец совершил переход в Порт-Артур для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры.

Там «Цесаревич» стал флагманским кораблем, но в самом начале Русско-японской войны, ночью 27 января 1904 года во время внезапного нападения японских миноносцев корабль был подорван на рейде Порт-Артура. Правда, тогда броневая и противоминная переборки выдержали, и «Цесаревич», имея крен в 17 градусов, оставался на плаву и всю ночь отражал атаки неприятеля. Командир броненосца в этом бою был контужен разорвавшимся снарядом.

Позднее неисправности «Цесаревича» удалось устранить, и флагман Артурской эскадры вновь вошел в строй. 28 июля 1904 года после жестокого боя с японцами он прорвался в Циндао, в 1908 году участвовал в оказании помощи населению итальянского города Мессина, пострадавшего от землетрясения, участвовал в Первой мировой войне, сражался в Моонзундской операции, совершил Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт, ходил под красным флагом в годы Гражданской войны под названием «Гражданин», и только в 1924 году корабль был разобран на металл.

Оправившись от контузии, в апреле 1904 года И. К. Григорович стал Главным командиром Артурского порта, получив чин контр-адмирала. Круг его обязанностей был очень широк: ремонт поврежденных кораблей, организация траления акватории базы и внешнего рейда, постановка минных заграждений на наиболее вероятных путях подхода противника к Порт-Артуру, снабжение эскадры боеприпасами, запчастями и всеми видами довольствия. За период боевых действий в судоремонтных мастерских осажденного Порт- Артура удалось не только вернуть к жизни ряд боевых судов, но и построить подводную лодку. Один из участников обороны писал: «Энергия и распорядительность Ивана Константиновича творят чудеса. Флот существует, и заслуга в том Григоровича бесспорна». За мужество, проявленное при обороне Порт-Артура, Григорович в 1904 году был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с мечами и мечами к ордену Св. Владимира 3-й степени.

В 1905-1906 годах И. К. Григорович был начальником штаба Черноморского флота и портов Черного моря. 14 мая 1906 года при взрыве брошенной террористами на параде в Севастополе бомбы он был контужен в голову. После убийства командующего флотом адмирала Чухнина он некоторое время командовал флотом.
В декабре 1906 года Иван Константинович был переведен на Балтику, где командовал военным портом в Либаве (Лиепая). Там Григоровичу удалось за короткое время создать мощную судоремонтную базу и сформировать первый в России учебный отряд подводного плавания. За отличную работу в Либаве Григорович в 1908 году был награжден орденом Св. Анны 1-й степени. А с конца 1908 года Григорович — главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта.

9 февраля 1909 года он был назначен товарищем (заместителем) морского министра и вскоре был произведен в вице-адмиралы. С новым назначением неизмеримо большей стала и ответственность. Пост заместителя морского министра был не столько почетным, сколько убийственно трудным. В его ведении были кораблестроение и судоремонт, вопросы материально-технического и гидрографического обеспечения флота. И это при том, что после окончания Русско-японской войны ни одно ведомство России не находилось в таком крайнем разорении, в каком оказался Военно-морской флот. За пять лет сменившие друг друга на посту морского министра адмиралы Бирилев, Диков и Воеводский с задачей возрождения флота не справились. Назревала необходимость в коренной реорганизации морского ведомства.

18 марта 1911 года по настоянию Государственной думы морской министр адмирал С. А. Воеводский был отправлен в отставку. На этот пост был назначен И. К. Григорович, а в сентябре того же года ему присваивается звание адмирала.

В последние предвоенные годы И. К. Григорович всецело посвятил себя работе по укреплению Российского Военно-Морского флота. В короткий срок, избавившись от бездельников и интриганов, новый министр организовал работу всех подотчетных ему учреждений, наладил взаимоотношения с Государственной думой и другими высшими органами управления Российской империи, добился почти полного удовлетворения запросов и нужд флота. По воспоминаниям современников, он не был кабинетным руководителем. Его скорее можно было встретить у стапелей верфи, чем в Адмиралтействе. Иван Константинович инспектировал флоты и судостроительные заводы, лично контролировал ход постройки кораблей, подготовку команд и отдельных специалистов. Он осуществил ряд судостроительных программ для Черноморского и Балтийского флотов, учредил совещание по судостроению, которое решало вопросы распределения заказов среди частных предпринимателей и за границей. Накануне Первой мировой войны Россия имела 9 линкоров, 14 крейсеров, 71 эсминец и 23 подлодки.

Шесть лет возглавлял И. К. Григорович Морское министерство России, в том числе и в годы Первой мировой войны. В этой должности его уже нельзя назвать флотоводцем, но, как свидетельствуют факты, администратором он был отменным. Изучив опыт Русско-японской войны, он строил флот на новой основе. Усилиями морского министра в ходе Первой мировой войны флот был усилен еще 9 линкорами, 29 эсминцами, 35 подводными лодками. Были созданы лучшие в мире эсминцы типа «Новик», линкоры типа «Севастополь», первые в мире тральщики, лучшие в мире образцы мин и тралов. В составе флота впервые появились флотилия Северного Ледовитого океана и оперативные соединения-эскадры. Достаточно напомнить, что и через 30 лет, в начале Второй мировой войны основу Советского Военно-Морского флота составляли корабли, построенные еще в бытность Григоровича военным министром, в том числе все линкоры, 40 % крейсеров и треть эсминцев.

Несмотря на это, решением Временного правительства от 22 марта 1917 года адмирал И. К. Григорович был отстранен от должности и отправлен в отставку «с мундиром и пенсией». Временное правительство хотело найти за ним «грехи», но следственная комиссия не нашла ничего крамольного.

Иван Константинович имел возможность уехать из России в 1917 году и после октябрьского переворота, но не сделал этого. Большевики привлекли его к работе в составе Морской исторической комиссии по обобщению опыта Первой мировой войны и боевых действий на море. По заданию этой комиссии он даже написал мемуары. Но служебного пайка не хватало, и зимой 1920 года ему приходилось подрабатывать пилкой и колкой дров. Позже удалось устроиться архивариусом Морского архива, потом — на преподавательскую работу в Высшей школе водного транспорта.

Осенью 1924 года Советское правительство разрешило Григоровичу, уже тяжело больному, выехать за границу для лечения. Он уехал на Французскую Ривьеру и в Россию больше не вернулся.

Остаток своей жизни И. К. Григорович прожил очень скромно во Франции, в курортном местечке Ментон близ Ниццы. Он был полным кавалером орденов Французского легиона, но отказался от положенной ему в этой стране пенсии «по принципиальным соображениям». По этой же причине он отказался и от положенной ему англичанами пенсии «в вознаграждение заслуг Русского флота перед Британским в эпоху Великой войны» Участия в общественной жизни эмиграции Иван Константинович тоже не принимал. Он жил тем, что продавал свои картины, морские пейзажи, которые писал здесь, на набережной Ментона.

Адмирал и последний морской министр Российской империи умер практически в нищете 3 марта 1930 года в Ментоне. Перед смертью он завещал, чтобы его прах был предан родной земле и захоронен в Петербурге, в фамильном склепе рядом с могилой жены. На его могиле в Ментоне была выбита надпись по-английски: «Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нем, кто так много думал о тебе.»

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Обновлено: Ноябрь 20, 2016 Автором: admin