Подвижники благочестия. Бежецкий период жизни Александры Петровны

 Подвижники благочестия. Бежецкий период жизни Александры Петровны
Подвижники благочестия. Бежецкий период жизни Александры Петровны

1)Детство старца.
Старец Василий родился в селе Большие Ключищи Симбирской губернии в 1845 году, в семье бедных поселян Даниила и Феодосии. Со смертью родителей Василий сполна испил горечь раннего сиротства. Го¬лод, холод и крайняя нужда заставили его наняться в пастухи обще-ственного скота. Работа была очень трудная, но давала возможность про¬кормиться. Грамоте мальчик так и не научился.
2)Семейная жизнь.
По достижении совершеннолетия Василий обзавелся семьей, женив-шись на бедной девушке Агафий. Она оказалась хорошей супругой -любящей, скромной и трудолюбивой, и вскоре подарила своему мужу заме¬чательную дочку Дуняшу. Но не долго Василий радовался семейному счастью, ибо нет на земле ничего постоянного. Когда дочери исполнилось три года, Агафья простудилась и отошла в вечность. Ради дочери Василий решил бросить пастушество и заняться кресть¬янским хозяйством, чтобы чаще бывать дома и самому воспитывать си-ротку.Сельское общество вошло в положение молодого вдовца и освободило его от прежней работы.
Василий быстро освоился в новой роли домохозяина и ухаживал за землей, огородом, домашним скотом, нянчил дочку, стирал и стряпал. Но вскоре на опыте убедился, что, несмотря на все старания, ему одному не прожить. Полевые работы по-прежнему заставляли надолго отлучаться из дома. Дуняшу приходилось нести к чужим людям, а избу запирать на замок. Василий понимал, что так долго продолжаться не может — всем соседям надоешь, а дело не поправишь. Нужно искать хозяйку. Надумав жениться во второй раз, Василий оказался в трудном положении. Кто пойдет замуж за вдовца — бедняка, да еще с малюткой-дочерью? Разве толь¬ко та, которая сама попала в тяжелую ситуацию…
3)Новая супруга.
Таковая нашлась. Это была бойкая, молодая, красивая вдова — Наста-сья Ивановна, которой была внебрачная дочка Устинья.
Настасья Ивановна оказалась для Василия доброй супругой. Искупая свой прошлый (может быть, и невольный) грех, она смирилась, все силы отдавала ведению домашнего хозяйства и, сохраняя верность мужу, ода¬ривала его ласковой привязанностью.Зажили они на редкость ладно и хорошо. Вскоре родилось у них и славное дитя — дочка Анюта.
4)Приход к вере.
Василий стал даже бояться за свое вновь обретенное счастье: не зати-шье ли это перед новой ужасной бурей? Не пошлет ли Господь очередное испытание? Сколько раз убеждался Василий в непрочности всего земного.
Лишь сердце подсказывало: источник всей жизни и благополучия -Господь Вседержитель. Приблизься к Нему, и Он одарит тебя милостью и любовью и укрепит твое земное бытие.
И вот, почти охладевший к вере, Василий все чаще стал посещать в свободные и праздничные дни один из местных храмов (село Ключищи было большое, расположено на главной проезжей дороге и имело два храма с особыми причтами).Встав рано утром, Василий спешил в церковь, где молился о всех своих сродниках, об усопшей Агафий, каялся в содеянных прегрешениях и про¬сил Бога продлить милосердие к тем, за кого так болела его душа.
5)Просветители Василия.
Старцу помогали: юродивый Михаил Семенович,другой старец — Иван Филиппович-был простецом и отличался удивительной прозорливостью. А старица-девица Варварушка являла собой образец необыкновенного милосердия. Были и другие люди Божий, у которых можно было поучиться благочестивому житию.Постепенно Василий стал возгревать в себе молитвенный дух. Это давалось ему нелегко. Надо было сильно нудить себя, трудиться и тер¬петь. Видя его постоянство и всегдашнее сердечное горение, Господь од¬нажды дал ему воочию вкусить неизъяснимую сладость молитвы, которая часто посылается ревнителям благочестия не ради их заслуг, а для того, чтобы пробудить в них непрестанное тяготение к Богообщению.
6) Лучше беседы с Господом нет ни чего.
С той поры все земные утехи отошли у Василия на второй план. Лучше беседы с Господом он ничего не хотел знать. Молитвенное прави¬ло его было несложным; он был неграмотен и знал по памяти лишь основное: «Отче наш…», «Царю Небесный…», «Богородице Дево…», «До¬стойно есть…», «Символ веры», Иисусову молитву, и т.д. Особенно любил Василий взывать к Царице Небесной и к святителю Николаю, архиепис¬копу Мир Ликийских, чудотворцу - молниеносному заступнику и хода¬таю всех православных христиан. Часто призывал архистратига Божия Михаила со всеми Бесплотными Силами; обращался и к своему соимен¬ному святому покровителю.
7)Необычный гость.
Господь, видя смирение и молитвенность старца, открыл ему такое, о чем и помыслить страшно и что описывается только в Житиях некото-рых великих Божиих угодников. Однажды в ночной тишине, когда все домашние спали, Василий по обыкновению молился, изливая перед Госпо¬дом свои просьбы. Внезапно он был поражен необычайным светом -перед ним явился боголепный Старец — сам святитель Николай, который, обратившись к Василию, сказал: «Идем со мною!»
8)Происходящее в аду.
Каких только видов мучений здесь не было — этого нельзя было выра-зить ни одним человеческим языком, ибо любое описание будет лишь слабым подобием действительности. Одни грешники находились на льду в жутком холоде; другие — в разных положениях были скованы льдом; третьи — стояли под напором сильнейшего осеннего ветра; четвертые — во власти зимней пурги с непрерывно летящим снегом и воющим ветром; пятые — находились в огненном пламени: кто по пояс, кто по шею, а некоторые — черные, как уголь, — и вовсе были погружены с головой; шестые — кипели в какой-то клокочущей черной массе, подобной асфаль¬ту или смоле; некоторые были связаны, скорчены или подвешены. Кру¬гом непрестанно шныряли демоны и нещадно избивали всех, кто попадал к ним….
Увидел я среди мучившихся грешников и одного близкого мне поселянина — горького пьяницу, еще живущего на земле, но душой уже ввергнутого в ад.
Многие и вовсе незнакомые мне души просили не забывать упоминать их в молитвах. Долго я пробыл там, много слышал просьб от скорбящих, много видел страшного и ужасного…
— Когда свт. Николай выводил меня из ада, демоны вновь обступили нас у выхода и, злобно крича, бросали мне в лицо страшные угрозы: «Не вздумай рассказывать кому-либо о виденном, иначе растерзаем тебя и отплатим тебе так, что не рад будешь. Помни это!»
9)Происходившее после посещения ада.
…Кое-как я поднялся, ноги мои дрожали, в теле чувствовалась разби-тость, адский смрад словно застрял в моих ноздрях, и началась неукроти¬мая рвота. Четыре дня не мог я принимать никакой пищи, так как все еще ощущал адское зловоние.
10)Раскрытие своей тайны.
Некоторое время спустя, немного поправившись, Василий решает от-крыть свою тайну людям. Надеясь на Божию помощь, он стал приглашать к себе тех поселян, чьих усопших родственников он видел в аду. Теперь Василий ничего не скрывал и подробно рассказывал о страшных мучениях грешников. Он просил живых оказать сострадание и помочь умершим милостыней и литургийным поминовением. Многие, даже са¬мые равнодушные и беспечные из поселян, встрепенулись и приняли сло¬ва старца близко к сердцу.
11) Вторичное посещение ада.
Через некоторое время Василий задумался о том, как изменилась участь тех, за кого приносились молитвенные труды. Долго просил он Господа открыть ему это. И Господь внял воплю старца, хотя и не сразу. Ведь полученное легко так же скоро и теряется, а добытое тяжелым, долгим трудом и хранится намного дольше.
Однажды, во время напряженной ночной молитвы, Василий вновь нео¬жиданно для себя очутился в пределах ада. Он узнал прежнее место, но многих его обитателей здесь уже не было.В этот раз Василий узрел и нечто новое для себя. Вся область разнооб¬разных мучений разделялась как бы на две части. В одной из них -собственно аде — страдают такие грешники, которые не считают Бога виновником своих несчастий. Они не теряют надежды на благое измене¬ние своей участи ради совершения по ним Святейшего Таинства Евхари¬стии, молитв Святой Церкви и милостыни, поданной в память о них живыми. И так — вплоть до Страшного Суда.
12)Последствия после увиденного.
Очнувшись после вторичного посещения ада, старец Василий не мог, как и раньше, принимать пищу и питие в течение четырех дней. Въев-шийся в организм «смрад преисподней» выходил очень медленно. Все повторилось так же, как и в первый раз: Василия тошнило, рвало, его тело ныло от боли, и он снова занедужил и слег в постель.
13) Картина ада.
Как-то раз Василий оказался среди погрешивших против Святаго Духа. Он увидел страшную участь творцов и проповедников лжерелигий, вождей сектантства и изменников Христу, всех лютых богоборцев, богоненавистни¬ков и самоубийц. Велико их число, и все они находятся рядом с сатаной. Безобразия их неописуемы, смрад, исходящий от них, превосходит даже адское зловоние. Они черны, покрыты язвами, всегда в нечистоте и в испраж¬нениях. Охваченные огнем, они скрежещут зубами, и их поедают черви.
Видел я основателей и других религий, и все они также неимоверно страдают».Василию были показаны мучения Ария — хулителя Сына Божия, Ма¬кедония — хулителя Духа Святаго, Нестория — хулителя Пренепорочной Девы Богородицы и иных еретиков, в том числе и Лютера — основателя протестантства, отца «немецкой» веры.
14) Жизнь в молитве.
Старцу было явлено будущее двух его родных дочерей.Они еще беззаботно жили в отцовском доме, но Василий, к своему неописуемому ужасу, увидел их души в аду! Ему была указана и причина их падения, о которой он решил поведать девушкам. Но предупреждение, к величайшему горю старца, не принесло желаемого результата, и жизнь дочерей закончилась трагически.
15) Молитвенный подвиг.
…Между тем, извещенный в видении о судьбе родных дочерей, старец Василий решил усугубить свой молитвенный подвиг. С этой целью у местного кузнеца были заказаны тяжелые, скованные из толстого железа вериги, которые Василий собственноручно заклепал на себе и носил, не снимая, до самой смерти. О веригах никто из домочадцев не знал, но долго недоумевали, отчего родительская рубаха всегда была в сплошной крови и гное. Молитва старца теперь сопровождалась непрерывным плачем. Слезы лились потоком, орошая старые, утружденные бдением глаза. В такие минуты душа Василия обнимала не только своих непосредствен¬ных близких, но и всех тех, кто когда-либо просил его помолиться и ходатайствовать за них перед Богом. Василий не мог забыть неотступных просьб живых и усопших и благодарных откликов от всех, получивших отраду и утешение.
16) Жигулевские горы.
Как-то раз под осень старец вознамерился покинуть село и удалиться в затвор, Василий с помощью надежного человека тайно переправляется в Жигулевские горы и поселяется в одной из многочисленных пещер.
Наступила зима. Старец непрестанно молился и отдыхал лишь при крайнем изнеможении. Диаволу стал несносен под¬виг отшельника. Он со всей злобой ополчился на старца, яростно нападал на него и жестоко мстил. Пока горела лампада перед св. иконою, освещая мрачные своды пещеры, подвижник держался и отражал вражеские приражения. Но вот масло иссякло, и в наступившей тьме, демонские удары стали непереносимы. С великой скорбью он ушел из затвора и вернулся в свою келью.Через год Василий снова собрался зимовать в жигулевской пещере. В этот раз он захватил большое количество лампадного масла, но его опять не хватило. И Василий навсегда вынужден был покинуть ставшую для него дорогой пещеру из-за невыносимой брани с демонами, которые нещадно осаждали подвижника в окружавшей его непроницаемой тьме. Господь, как чадолюбивый Отец, смирял старца и оберегал его от возноше¬ния, посылая непреодолимые препятствия и тяжелые испытания.
17) Конец жизни.
Васи¬лий Данилович до конца жизни продолжал свой молитвенный подвиг. По рассказам домашних, «молился он непрестанно, был ласков, никого не обижал и не оскорблял».
1 мая 1920 года старца не стало. Прожив на земле 75 лет, он мирно предал свою душу Господу. Только на смертном одре ближние узнали о том, что их отец носил вериги. Последние так срослись с телом, что снять их было невозможно. В них и похоронили блаженного старца на деревен¬ском погосте в с. Анненково.

В этой книге вы найдете рассказы о православных старцах, ставших образцами христианской жизни. Каждый верующий сможет найти среди старцев своего учителя, защитника и молитвенника. Помощь в духовных и житейских делах, защиту от напастей, исцеление от болезней и недугов, молитвы о близких, замаливание грехов – в самых разных бедах и радостях рядом с вами будет опора и поддержка христианских старцев.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные старцы. Просите, и дано будет! (Виктория Карпухина, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Подвижники благочестия

Среди верующих людей, в церковных общинах большим авторитетом пользуются служители, о которых говорят почтительно «старец» или «старица». Их имена у всех на слуху, получить их благословение считается большим благом. В случае болезни верующие устремляются к старцам как к богоугодным лекарям и весть об исцелении приносят в церковь как свидетельство о чуде.

В лихолетье к старцам обращались малой или большой церковной общиной, прося заступничества перед Господом для города или страны. И старцы, провидя народное горе, подвижнически несли свой молитвенный труд.

Кого называют православными старцами

Для какого же служения призывает Господь старцев? Апостолом Павлом были названы такие церковные служения: апостольское, пророческое и наставничество.

К живым подвижникам или к свежим могилам упокоившихся старцев приходят за помощью, утешением, исцелением, благословением на важный жизненный шаг. Старцы не только не оставляют без попечительства своих прижизненных духовных чад, но и, освобожденные от земных забот, увеличивают количество духовно окормляемых верующих людей.

Апостолы – это ученики Христа, они свидетельствуют о нем миру и созидают Христову церковь. Пророки, обладая даром прозорливости, открывают Божию волю. Их духовное зрение достигает особой возможности видеть прошлое и будущее не только одного человека, но и общности людей – города, государства… Прозорливость – это не только награда Божиему угоднику, это благодатный дар и спасение для всей паствы. Церковь получает такие дары в дни своего расцвета как свидетельство добродетельной богоугодной жизни. В худшие дни благодатные дары бывают сокрыты.

Старец-пророк – это наставник, заступник, целитель всей монастырской братии и мирян, устремляющихся к нему за духовным окормлением. Божья воля осуществляется через старцев – они указывают духовным чадам путь развития. Старец знает Господа и ангелов, но он также знает и зло, которое часто скрыто от христиан ангельской личиной. Простые верующие люди порой не могут отличить благодати от прелести духовной, а иногда и не хотят задумываться над возможностью прельщения.

Какую опасность таит в себе «прелесть духовная»? В наше время это слово претерпело смысловое изменение, поэтому термин требует истолкования.

Слово «прелесть» происходит от славянского «лесть», то есть «ложь», и означает самообман, прохождение по ложному пути. Под воздействием собственных страстей человек может пребывать в состоянии ложного самосознания и воздействия на душу (и плоть) лукавой силы. При этом воздействие такое прельщенный греховно истолковывает как «небесную благодать» и «дух святой».

Старцы различают духов и призваны предупреждать о проявлениях и воздействии лукавой силы на человека и на церковную общину – для этого Господь наделяет их даром рассуждения: «Вы – Свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы» (Мф. 5:14).

Пророчество и прозорливость – это бесценные духовные дары. Преподобные старцы получают свободу действий, Всевышний всегда открыт к их мольбам. Поэтому они обладают даром целительства и влиянием на исход событий. Старцы могут быть церковными иерархами, но могут ими и не быть. Старчество – это заслуга за подвижнический путь. Такой путь дано пройти не всем, но свобода испробовать себя есть у каждого. Поэтому старцем может стать каждый, кто совершил духовный подвиг.

Члены Церкви не обязаны подчиняться старцам, если они не являются церковными иерархами. Члены Церкви могут не искать встречи со старцем, а найдя старца – могут не просить его о наставничестве. Истинный старец и сам увидит колебания верующего человека и не будет принуждать к ученичеству. Так осуществляется человеческая свобода. Но если верующий добровольно выбрал старца учителем, поступать против его наставлений – грех, потому что старец высказывает волю Божию по отношению к верующему.

Как происходит почитание старчества

В Древней христианской церкви не существовало актов официальной канонизации. Церковная община опознавала своих святых мучеников и, если была возможность, оберегала место их погребения, сохраняла святые мощи, молилась и свидетельствовала о них. Весь сонм древних страстотерпцев почитался сразу же по окончании их земной жизни.

Сегодня в Православной церкви канонизации предшествует долгий период почитания Божьего угодника, которого свидетели его благочестивой жизни считают святым. Почитание происходит без официального разрешения Церкви, оно зарождается в наших душах свободно, как любовь, и проявляется как акт любви.

В большинстве случаев канонизации святого предшествует его народное почитание как подвижника… На могилах таких подвижников и праведников, еще при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные Литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим перед Престолом Божиим…

Иногда при гробницах почитаемых подвижников пели одновременно и панихиды, и молебны. Писали и иконы не канонизированных подвижников. Перед этими иконами возжигали свечи, их лобызали; иногда такие иконы помещали в церквах…

Из Курса церковного права («Христианская жизнь», 2004)

Могилы подвижников благочестия становятся для верующих алтарем. Подобно тому, как гробницы первых христианских страстотерпцев становились местом церковной молитвы. Перед этими алтарями формируется атмосфера живой Церкви: единение пребывающих на земле и воскресших на небе для новой жизни.

Подвижники благочестия служат поводырями на пути к Спасителю, они молитвенники и заступники. Но они не есть само спасение, которое может дать только Всевышний.

Допустим ли культ старчества

Божии угодники видят и слышат наши молитвы, потому что мы члены одной Церкви. И забота о пастве на благочестивых подвижников, как и на святых угодников, возложена Всевышним: через молитвенную связь созидается Церковь, и общение между членами Церкви происходит в Духе Святом, то есть в молитве. В том, что православный христианин порой обращается к Господу через усердных молитвенников – живых священников своего прихода, святых угодников, благочестивых старцев, – есть большое смирение, осознание греховности перед Богом, жест раскаяния и вера в силу и мудрое устройство Христовой церкви. Но мы не почитаем Божиих угодников как самого Спасителя, а только просим их донести до Спасителя наши молитвы.


Старцы, такие как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), – это избранники, которые помогают народу идти к Господу. Если конечный пункт дороги приводит не к Богу, а к старцу – это духовно опасно. Если же после прихода к старцу продолжается дорога к Спасителю, то это правильный путь. Такие старцы, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), как архимандрит Кирилл (Павлов), как протоиерей Николай (Гурьянов) с острова Залит, никогда не принимали личного почитания, они считали себя недостойными этого. Культ старчества (а его можно наблюдать среди некоторой части верующих) – опасное заблуждение.

Архимандрит Закхей (Вуд)

Молитвенное общение

Молитвы, обращенные к старцам, не канонизированным Русской православной церковью, не имеют церковного употребления.

Но если земное подвижничество благочестивого старца не оставило нас равнодушными, а, наоборот, воспламенило сердце восхищением и любовью, мы почитаем старца как святого. И если наше почитание подкреплено опытом других членов Церкви, то молитва сама рождается в душе. Сомнение в духовной близости благочестивого подвижника, в том, что он ответит на молитвенное обращение, надо преодолеть, потому что через сомнение лукавая сила стремится разрушить Церковь.

В уединенной молитве можно обращаться к православным старцам как к угодникам, предстоящим перед Престолом Божиим, и через них уповать на Спасителя. А за образец молитвенного обращения следует брать канонические молитвы.

Молитва любимому святому

Угодниче Божий (имя), поминай нас в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь.

Что необходимо знать о православном старце

Благочестивое житие

Молитвенное обращение к Божиим угодникам не станет глубоким и прочувствованным, если мы не знаем их благочестивого земного пути. Простая порядочность, стремление быть истинно, по-христиански благодарным прежде, чем просящим, обязывает нас проявить должное уважение к богоугодному житию. Но дело не только в правилах приличия, а в том, что за помощью лучше всего обратиться к тому, кого мы сумели полюбить.

Как же можно полюбить, ничего не зная о благочестивом подвижнике? Прежде чем обратиться к Божиему угоднику, надо установить межличностные отношения. Вчитываясь в страницы богоугодного жития, удивляясь и восхищаясь поступками, мудростью, способностью преодолевать присущие любому человеку слабости, мы созидаем в своем сердце любовь. А Божиим подвижникам наша жизнь и наши помыслы открыты по святому дару. И вот когда межличностные отношения установлены, осуществляет Божий замысел: помощь приходит по молитве любимой личности, а любимая личность дает высокий пример жизненного пути.

Читая благочестивое житие нынешних старцев и старые «Патерики» («Отечники», то есть жизнеописания святых отцов), мы незаметно для себя выбираем «своих» старцев, свой пример жизни. И обратиться к этим отцам за помощью не просто хочется, а сердце велит – то есть к ним ведет Дух Святой, объединяющий Церковь.

Дни памяти

Днем памяти усопшего старца чаще всего считают день окончания его земного пути. Христианский опыт учит нас, что смерть – это не противопоставление жизни, смерть является частью жизни. У христианина есть три дня рождения – физическое, затем следует крещение (или духовное рождение) и день смерти, то есть начало неведомой для нас стороны жизни. Третий день настолько важен, что днем почитания Божьего угодника считается день его смерти.

Как распознать лжестарца

Истинный старец скрывает свою прозорливость. Он может обнаружить ее лишь в драматический период жизни духовного чада, когда требуется дать прямой совет, благословение на то или иное действие – операцию, тяжелую дорогу. Тем более если цена его совета – человеческая жизнь.

Старец может также во время исповеди подсказать, в чем еще следует покаяться, высветить забытые эпизоды жизни. И тогда тоже возникнет ощущение, что он знает о прихожанах мельчайшие детали, то есть прозорлив.

Но свой благодатный дар истинный старец никогда не употребит во вред. И духовные чада, и посетители истинного старца уходят от него с чувством просветления, душевной радости, раскаяния, очищения, умиротворения. Поскольку отношение благочестивого наставника к своему ученику находится под водительством Духа Святого.

Лжестарец (или младостарец) стремится завладеть душой неопытных прихожан, подменить собой наивысшие авторитеты, выглядеть в глазах окружающих святым и богоподобным. Вокруг себя он создает атмосферу рабского послушания, угнетенности, душевного смятения. Если «паства» выходит из-под контроля, лжестарец переходит к угрозам и запугиванию – проклятием, «сильными молитвами» и другими бесовскими уловками. Не существует «сильных молитв» против человека. У каждого верующего есть право и обязанность молитвенного общения со Спасителем, и сильнее собственной покаянной молитвы верующего ничего и нет.

Мнимая «прозорливость» лжестарца на самом деле только дар внушения, убеждения. Дар внушения – это весьма скромный талант, им обладают многие. Но внушение вкупе с необоримой гордыней заставляют лжестарца расставлять ловушки на пути верующих.

Лжестарец готов «руководить» всеми сторонами жизни прихожан: семейным бюджетом, продажей или покупкой имущества, интимной жизнью вплоть до расторжения брака, разрыва связи между детьми и родителями… Его задача – парализовать собственную волю человека, разрушить семью, увести его из общества, обезличить и поработить. Поклонение лжестарцу обязательно приведет к трагедии в человеческой судьбе: одиночеству, обнищанию, сиротству, самоубийству…

А истинное старчество ведет к спасению души.

К сожалению, на путь лжестарчества иногда становились и духовники, священники. Поэтому говорят, что «лучше уж принять истинного старца за обыкновенного духовника, чем обыкновенного духовника – за старца».

13.01.2014 491

Продолжение II главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

Подвижники благочестия

Восстал Христос. Надо и нам со Христом восстать…

Святитель Тихон Задонский
Из книги «Сокровище духовное, от мира собираемое»

Среди елецких духовных подвижников XVIII века нужно упомянуть схимонахиню Елизавету, ради служения Богу оставившую супружескую жизнь по обоюдному согласию с мужем, который стал впоследствии известным схимонахом Митрофаном. Елизавета постриглась в Знаменском монастыре и стала жить в отдалённой келье, куда приходили нищие, разбойники, беглые солдаты. Всем она раздавала имеющуюся у неё пищу. Аскетизм и благочестие её вызывали уважение среди ельчан. После смерти Елизаветы Никандр Бехтеев поставил по благословлению Тихона Задонского над её могилой памятник в виде высокого каменного столпа с фонарем наверху, внутри которого перед распятием всегда горела лампада.

В 1769 году в Ельце родилась известная своими подвигами Матрона Наумовна Попова, чей отец был бедным дьячком Космодемьянской церкви Ламской слободы. Этот дьячок имел четырех детей и жил в большой нужде до самой смерти. Вскоре горе, болезни и постоянная бедность сразили и мать Матроны. Старшая сестра её в раннем возрасте вышла замуж за бедного елецкого мещанина. Юная Матрона осталась одна с младшим братом, поражённым болезнью, делавшей его неподвижным.

Матрона Попова «Христовым именем и посильными трудами добывала дневное пропитание». Она, например, караулила женщин, идущих на реку Сосну стирать бельё, чтобы предложить свои услуги в этом деле. Три года прожила Матрона таким образом, пока брат её не скончался. После смерти брата она продолжала работать в домах у ельчан, выполняя самую черную домашнюю работу.

Наконец, один из ельчан, крестьянин Абрамов, взял её к себе в дом вместо дочери. Жизнь в его доме была тяжела для Матроны, поскольку ей приходилось отрабатывать свой хлеб, заменяя няньку и работницу. Хозяйство у Абрамовых было очень большое, Матрона старалась во всём подражать Меланье, которую она знала лично, на все предложения о браке она отвечала твёрдым отказом.

В 1795 году, вероятно, от физических перегрузок самочувствие Матроны резко ухудшилось, и в ней «обнаружились признаки истерической болезни». Периодически с ней случались припадки, которые довели её до того, что она в своем ещё молодом возрасте стала напоминать старуху. Матрона стала слаба и оказалась неспособна к домашним работам.

Абрамовы были рады избавиться от Матроны, переставшей быть хорошей работницей. Выгнав её из дома, ей не дали ничего, кроме платья. Матрона отправилась жить к своей старшей сестре. Постепенно припадки у девушки усиливались. Ельчане считали её совсем безумною, так как часто видели её бегавшей по улицам почти голой. Сестра Матроны, отчаявшись, обратилась за помощью к святому Тихону Задонскому, больная приложилась к его гробу и выпила масла из лампады над его могилой. В тот же час больная Матрона исцелилась.

Выздоровев окончательно, Матрона обратилась к Меланье за благословением уйти в Знаменский женский монастырь. Однако Меланья не дала благословения, а отправила её в Задонск, «питать сирот и принимать странных».

Придя в Задонск, Матрона решила помогать приходящим сюда странникам и богомольцам, несмотря на то, что сама была очень бедной. Вскоре её заметили старцы монастыря и приняли в её жизни некоторое участие. Однако часто ей приходилось проводить всё свое время на улице, исключая те случаи, когда местная полиция забирала её в тюрьму за бродяжничество.

Тем не менее, стойкость Матроны не была сломлена. Она твердо встала на путь «странноприимствования»: принимала больных для ухода, помогала странникам найти жилье, успокаивала и вселяла уверенность в пришедших в монастырь на Богомолье.

Примечания:

5. Полозков Ю.П. Христианская культура и духовные подвижники Елецкой земли // История и культура Ельца и Елецкого уезда. Вып.2. Елец, 1994, с.28.
6. Святые Лики над Ельцом… с.56-58.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Подвижники благочестия - это праведники, люди святой жизни, мученики и исповедники за Христа, еще не прославленные Церковью в лике святых.

На Руси всегда любили и почитали блаженных. Само слово какое замечательное – блаженный! Мы ведь хотим спастись, то есть обрести блаженство в Царствии Небесном, и люди блаженные для нас как посланцы нездешнего мира, как его чистое и тихое дыхание. Глядя на них, начинаешь лучше понимать важнейшую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Нищие духом – это самые свободные люди на земле. Им, кроме Бога, ничего не надо, действительно ничего, и это поразительно. Такую свободу духа невозможно подделать, невозможно сыграть, и настоящий блаженный узнается именно по ощущению его очевидной несвязанности ни с чем из обыденной жизни. Вот уж кому действительно свойственна, по слову Николая Бердяева, «абсолютная бытовая свобода», так это блаженным. Блаженный, словно капля освященного масла в воде – освящает воду, пребыват в ней, но при этом с водой не смешивается. Без таких людей церковная жизнь неполна.
Священник Александр Шумский

«Среди духовных руководителей, — пишет Алексей Львович Беглов в своем труде «Старчество в церковной традиции», — можно выделить следующие категории: 1) Монахи, облеченные священным саном: преподобный Серафим Саровский, преподобный Паисий Величковский, старцы Оптиной пустыни, преподобный Гавриил (Зырянов), старец Седмиезерной пустыни и позднейшие зосимовские старцы; 2) Монахи, не имеющие священного сана: преподобный Зосима (Верховский) и его наставник — преподобный Василиск. Здесь же должен быть упомянут и наставник, имеющий лишь постриг в рясофор - затворник Георгий Задонский; 3) Женщины-монахини: схимонахиня Ардалиона и игумения Арсения (Себрякова); 4) Старцы-святители: исключительно почитаемый в зосимовской традиции Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник; 5) Некоторые белые священники: отец Петр Томаницкий; 6) Наконец, подвижники, не имеющие ни пострига, ни сана, то есть миряне: Иван Иванович Троицкий.
Старцы — монашествующие священники — наиболее распространенный тип наставников в новейшей истории старчества, а старцы — монашествующие, не облеченные саном — самый древний тип руководителей (как это показал В.И. Экземплярский). Наставницы-монахини менее известны. Принципиально они ничем не отличаются от предшествующей категории старцев — монашествующих, не облеченных саном. Наибольшее внимание привлекают последние две категории старцев — белые священники и миряне, тем более, что каждая из них в приведенном списке представлена только одним духовным наставником (иерей Петр Томаницкий и И.И. Троицкий) .

Иерей Петр Томаницкий,
Христа ради юродивый, блаженный старец

Христа ради юродивый блаженный старец иерей Петр Томаницкий (ок. 1782 — †1866) был подвижником трагической судьбы. Будучи священником приходской церкви в Иерусалимской слободе города Углича, он подвергся настоящему гонению со стороны собственного причта, поскольку требовал бескорыстного и тщательного исполнения обязанностей. Конфликт этот продолжался несколько лет. Отца Петра пытались отравить, после чего он страдал расстройством психики. В конце концов это обстоятельство стало причиной его увольнения в 1814 году от должности и лишения священнической грамоты. После этого отец Петр уже не служил, но нес подвиг юродства, а с начала 1850-х годов - и старчества. Таким образом, духовное руководство в жизни отца Петра не совмещалось с духовническим служением: как лишенный священнической грамоты, права совершать таинства он не имел. Тяжкие жизненные испытания, выпавшие на его долю, сделали его опытным и глубоким руководителем. Очевидно, что отец Петр был исключительным явлением среди русских старцев, столь же исключительным, как и старец-мирянин Иван Иванович Троицкий.

А.Л. Беглов «Старчество в церковной традиции»

Отец Петр родился в 1782 г., в семье причетника Якимовского погоста Угличского уезда. Воспитание он получил в Ярославской семинарии, и в 1807 г. рукоположен священником во Входо-Иерусалимскую церковь близ Углича.
В 1812 г., совершая литургию, о. Петр был испуган ложною вестью о приближении к Угличу французов, и с ним начались припадки падучей болезни. Около года пролечился он от этой болезни в Ярославле. В начале 1814 г. он снова заболел, и его поместили в дом умалишенных в Ярославле, а когда он вернулся в том же году домой, его отставили вследствие болезни от должности священника и отобрали священническую грамоту.

Но именно с этого времени начинается известность его как подвижника терпения и прозорливого.Он знал, что у каждого на сердце, и к нему за советом стекалось множество посетителей.

Болезнь все продолжалась, средств на лечение не было, и с согласия его жены, отец его задумал отправить его в Ярославскую градскую больницу. Долго не соглашался на это о. Петр, но дело получило неожиданный оборот. Полицейский чиновник, таивший месть на о. Петра, который раз обличил его, поймал его на дороге, привел в полицейский дом и жестоко наказал розгами.

По утру этого дня о. Петр, поднявшись от сна, сказал своей жене: «Ксения Ивановна, какая ныне баня мне будет славная!» А, когда она ему возразила: «Что ты, батька, давно ли парился?» — он подтвердил: «Жаркая будет баня!»
Граждане угличские сочли себя жестоко оскорбленными этим поступком с о. Петром. Они начали дело. Назначено было по Высочайшему повелению следствие. Против воли о. Петр был вызван в Ярославль для дачи показаний. Но он ничего не отвечал на предложенные вопросы, только пропел тропарь Преображению Господню. Затем о. Петр был оставлен в Ярославле для освидетельствования его болезни и опять помещен в дом умалишенных. Обращались здесь с ним жестоко. Наконец, по ходатайству родственников и при помощи расположенных к о. Петру угличских граждан, было получено разрешение начальства водворить его на родину. Он оставался здесь до конца жизни.

Слава о его прозорливости и мудрости духовной все распространялась, и к нему шло множество посетителей из самых разнородных слоев общества. Иногда приходили к нему с дурными намерениями и ради праздного любопытства вызывали его на спор, смеялись над ним. Он или молчал или обличал их, высказывая их тайные дурные дела, намерения и мысли. Когда эти обличения не вызывали в посетителях раскаяния, он начинал кричать, рвать на себе волосы, раздирать рубашку. Иногда, предсказывая пожар, он бегал полуобнаженным по тем улицам, где будет пожар. За это полиция его преследовала.

Чтобы удержать его от таких поступков, вредных для его здоровья и навлекавших на него месть обличаемых, родные в течение 15 лет приковывали его к стене, чему он не противился. Иногда он даже сам, чувствуя сильное душевное волнение, просил домашних связать себя или сам приковывал себя к стене.

С людьми, относившимися к нему искренно, о. Петр обращался ласково и предупредительно; предваряя их вопросы, предсказывал им успехи или неудачи в их делах, давал им духовные советы и наставления. К тем, кто ехал издалека, он выходил далеко навстречу, прежде чем его о них предваряли, объявлял им, зачем они приехали, и давал им нужный совет или предостережение.

Иногда пред посетителями он говорил, не обращаясь ни к кому лично, а точно к постороннему, ему одному видимому лицу. Слушатели ловили в его речах то, что относилось к ним, изумлялись его прозорливости. Не одними словами, но и знаками он вразумлял приходящих, возлагая разные послушания. Так, одного о. Петр посылал в кузницу сковать вещь, кому принести что-нибудь с недалекого берега Волги. Иных заставлял при себе читать, петь, писать, или давал какие-нибудь маленькие работы, все имевшие назидательное значение. Сам он любил выделывать разные вещи из дерева, камня и железа и раздавал их посетителям вместо ответов на вопросы и недоумения. С достойнейшими о. Петр любил петь церковные песни, особенно же «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Когда посетители приносили о. Петру деньги и вещи, нужные в хозяйстве, он предугадывал, кто принес к нему с усердием и приобретенное честным трудом. Иначе он совсем не принимал их и даже ценные вещи бросал в печь. Он обличал в недобросовестности людей, которым было поручено передать ему вещи и которые или утаивали их у себя или приносили из дому только часть их. Все получаемое о. Петр раздавал бедным, а остатки лишь домашним, которые его на это и содержали. Жизнь о. Петр всегда вел суровую, спал не на кровати, а на простой лавке, подкладывая себе под голову кирпич. Чтоб лишить чай приятного вкуса, клал в чашку прядь льна.

На 85-м году закончилась подвижническая и многострадальная жизнь о. Петра Алексеевича Томаницкого. Он скончался в начале сентября 1866 года, напутствованный Св. Тайнами. У гроба служились по желанию граждан непрерывные панихиды, при самом многолюдном стечении народа. Для погребения тело привезено было, как то завещал покойный, в Рыбинск, в женский Софийский монастырь. Этот монастырь был устроен по предсказанию, наставлению и благословению о. Петра. Погребальное шествие было торжественно встречено за заставою крестным ходом.

В день погребения знаменитый проповедник о. Родион Путятин произнес следующее слово:

«Вместо последнего целования, приидите, братие и сестры, отдадим наш поклон умершему отцу Петру и помолимся о упокоении души его. Редкие из людей пользуются таким почтением, каким пользовался покойный о. Петр, которого гроб теперь перед нами, — очень редкие.

В последние сорок лет девяностолетней его жизни, у него, может быть, до сотни тысяч перебывало народа людей всякого звания, состояния, образования. И приходили к нему не близкие только, но и из дальних мест, и приходили не за советом только и наставлением, а просто так — только взглянуть на него, только посидеть у него, поклониться ему, получить благословение от него. А какое к нему почтение, теперь умершему. Как святыню встретили здесь его гроб, и как отца своего родного стеклись все проводить его в могилу.

Чем заслужил он такое почтение? Что заставляло всех особенно прибегать к нему за советами, за наставлениями, за утешениями? Думаю, тем, что он был человеком большого ума, далеко видел, был прозорлив. Да, он был одарен прозорливостью, дальнозоркостью. Он знал, что кому сказать, как сказать; знал, кого к себе принять, кому отказать, знал, когда перед кем ему молчать, когда перед кем ему говорить. И потому-то он и молчанием своим говорил поучение и отказом своим давал вразумление.

При такой прозорливости, дальновидности, он всегда, можно сказать, днем и ночью, имел в мыслях одно: что одно? — Чтобы всякого приходящего чему-нибудь научить, чем-нибудь вразумить, как-нибудь и чем-нибудь утешить, успокоить. От того-то он мало говорил, а больше молчал, слушая и обдумывая. Дальновидных людей на свете немало, но те далековидящие смотрят вдаль для того, чтобы как-нибудь поскорее, прежде других что добыть, получить для себя, чем воспользоваться, завладеть. А покойный о. Петр, забывая себя и свое, зорко всматривался во все, внимательно вслушивался всегда — для того только, чтобы другим понужнее, пополезнее что сказать, других повернее как вразумить, наставить, поскорее утешить, получше успокоить.

Так поминайте иерея Петра, и ради него Господь помянет вас. Аминь».

Е. Поселянин «Русские подвижники XIX века»

Великий раб Божий Иван Иванович Троицкий,
странник, старец-мирянин, духовный писатель

Великий раб Божий», как наименовали его издатели его писем, Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу. В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например, в случае, если в заведении были однофамильцы) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь Тверской губернии. Он закончил Тверскую духовную семинарию и желал посвятить себя монашеству. Но родные требовали, чтобы он женился и определился на приход. Это заставило Ивана Троицкого покинуть родной дом и какое-то время служить домашним учителем. В 1850 году он стал ближайшим учеником старца иеромонаха Адриана Югского. Однако старец не благословил его поступать в монастырь, сказав: «Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем». В этих словах мы слышим суровый приговор тому положению, что существовало во многих русских монастырях синодального периода.

С этого момента И.И. Троицкий жил под непосредственным руководством отца Адриана, ежедневно приходя в монастырь и встречаясь со старцем. После смерти наставника за советом к Ивану Ивановичу стали обращаться многие духовные дети старца, с которыми у него завязалась обширная переписка. В этот период Иван Иванович вел образ жизни, который сам называл странническим — странствовал более пятидесяти лет. У него не было своего дома, и несколько раз в год он менял место жительства, переходя от одних духовных детей к другим. Очевидно, так в особых условиях своей жизни он стремился реализовать обет нестяжания. В 1860-х гг. он помогал в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича.

В 1861 г. он издает письма старца, позднее участвует в составлении его жизнеописания. При участии И. И. Троицкого изданы: Руководство к духовной жизни старца Адриана Иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, – или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами. Т. 1–2. СПб., 1861г. (частично переиздано: М. – Рига, 1995); Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Собрано из достоверных источников, – рассказов очевидцев, близких старцу, и записок разных лиц, преданных старцу, – тщанием Настоятельницы Бежецкой Благовещенской Общины, лично знавшей Старца, Монахини Софии. М., 1885.

Перед смертью Иван Иванович приобщался в городе Рыбинске, в любимом им Софийском женском монастыре. Затем, больной, в сопровождении духовника уехал в Москву. Там остановился у незнакомых людей. Хозяйка этого дома, обеспокоенная его болезненным состоянием, боялась, чтобы не случилось с ним несчастья, но Иван Иванович ей сказал: «Не смущайся, матушка, за то у тебя Ангелы будут пребывать шесть недель в доме, а за мною приедет из Бежецка Феодор Феодорович (знакомый купец)». После этого больной, несмотря на крайнюю слабость, пошел ко всенощной, откуда его привели в бесчувствии. Проснувшись в семь часов утра на постели, больной спросил: «К какой обедне благовестят?» Ему ответили: «К ранней: полежите до поздней, мы вас разбудим». Больной вторично заснул, но больше уже не просыпался. Извещенный о смерти старца купец Феодор Феодорович приехал в Москву и перевез тело в Бежецк, где и похоронил его на городском кладбище.

Могила И.И. Троицкого расположена справа у входа в Спасо-кладбищенский храм. Рядом похоронен строитель храма протоиерей И.И. Преображенский, который при жизни был в тесном духовном общении с странником Иоанном и неоднократно совершал с ним паломничества по святым местам.

Как видим, И.И. Троицкий - это опытный духовный наставник, известный писатель, старец-мирянин, прошедший школу послушания, в своем личном подвиге ориентированный на монашество. Лишь непростые обстоятельства его жизни и современной ему церковной действительности не позволили Ивану Ивановичу принять постриг.

Подготовил протоиерей Ярослав Шведов

Иерей Александр Ребячьих,
Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10).

Родился Александр Ребячьих в 1890 году в Архангельске, в богатой по тем временам семье. Отец его был известным в городе человеком. Ему, как единственному сыну (в семье росли еще 2 девочки — сестры батюшки), покупались все лучшие костюмы, которые появлялись в магазинах Архангельска. Но уже в юности все его существо тянулось к Богу, к вере и противилось всякой роскоши. Несколько раз сестры (одну из них он называл Лялей) почти насильно уводили его на танцы. Приведут и смотрят, кого брат танцевать пригласит. Он смеялся, рассказывая об этом: «Я самую бедную девочку выберу — и одета она плохо, и не смотрит на нее никто. А мне до чего же радостно на сердце от ее улыбки, довольного личика. Ляля домой в слезах прибежит, жалуется родителям: «Ну просто стыдно за него, мама! Что хуже, то и берет». Скоро перестали сестры меня по танцам водить. А я и рад». Первое, что он сделал, решив отречься от мира, в трескучий мороз босиком перешел Северную Двину — такое испытание себе выбрал. Ночь после этого на печке просидел, вся кожа с ног сошла, а мать под иконами плакала: «Матерь Божья, за что ты меня наказала сыном таким?» С тех пор ноги у него и покрылись незаживающими язвами. Отец даже бил батюшку несколько раз от отчаяния. Но он только молчал и молился — ни за что не хотел с пути Божьего свернуть.

В Архангельске он был рукоположен в священники, где и служил в соборе. Посадили его, как и многих других священнослужителей, за веру, хотя официально повод был назван другой. Злой человек написал на батюшку донос. Как ни плакали люди — прихожане того собора, как ни заступались, видно, так Богу было угодно. Около десятка лет провел в лагере на Колыме. На родину в Архангельск вернуться ему не позволили. Часто вспоминал тюремные нары в три ряда, на которых даже вытянуться в полный рост невозможно, голод, холод, бесконечные допросы. Несколько раз предлагали ему отречься от Бога, обещая в этом случае сразу домой отпустить. Но он жил с Богом, с Богом и умереть хотел.

Несмотря на странное свое поведение, умом он обладал здравым. По всей видимости, в юности получил блестящее образование. Достаточно было взглянуть на его каллиграфический почерк, послушать проповеди. Как-то его спросили об этом. Батюшка ответил односложно: «Образование, говоришь? Большое …».

В Бежецк он прибыл в 30-х годах ХХ века. Жил отец Александр на квартире у верующей старушки. Все его имущество составляло священническое облачение, бережно им хранимое, ветхий подрясник, сандалии и палка с набалдашником в виде лошадиной головы, на которой он скакал по городу. Нередко батюшка рылся в кучах мусора, и когда его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал, что пока копается – акафист по памяти прочитает. Поздней осенью, когда на реке начинал вставать лед, отец Александр входил в полынью и стоял в ней пока не заледеневал его подрясник. Нужно ли говорить, как над ним насмехались люди, не понимавшие его подвига. Как-то епископ Григорий (Козырев), видя все нападки со стороны людей, ему посоветовал: «Отец Александр, перестань юродствовать, живи и служи как все». На что был получен ответ: «Неужели я тебя послушаю, если я родителей не пожалел».

Служил батюшка в Бежецке только раз в год, в день своего Ангела, в привезенном с собой облачении. В этот день невозможно было узнать в благообразном человеке с красивым голосом и даром проповеди того «безумца», рывшегося в помойке и скакавшего на палке.

После нескольких лет проживания в Бежецке, в конце 30-х годов ему была определена ссылка в г. Шарья Костромской области. Как он добирался, какие трудности выпали не его долю — неизвестно, но в Шарью он прибыл в 1943 году.

«Кто и когда первым встретил в Шарье странного человека в изношенной до дыр рясе, с кровоточащими язвами на почти босых ногах — до сих пор остается тайной. Известно, что появился отец Александр в самый разгар Великой Отечественной словно ниоткуда — лишь немногим духовным чадам открыл он историю своей жизни. Но весть о нем и молельном доме на улице Школьной разнеслась по Шарье и району в мгновение ока. Каждый день сюда приходили и приезжали люди, сохранившие в душе любовь к Богу, несмотря на царившее в стране безверие. Именно благодаря им, живым и ушедшим в мир иной, имя отца Александра, по всей видимости, обладавшего даром духовного провидения, не кануло в лету, не поросла травой и забвением могила его. Подробности жизни отца Александра в Шарье пришлось собирать по крупинкам. К сожалению, за давностью лет мало осталось людей, знавших и видевших его. Но даже те воспоминания, которые сохранились до дня сего (в том числе и переданные по наследству от родителей и родственников), свидетельствуют о труднейшем подвиге, который добровольно принял на себя отец Александр, по воле Божьей нашедший свой последний приют на нашей земле и похороненный в самом центре старого кладбища» — так пишет жительница Ветлужской земли об отце Александре.

С бежечанами отец Александр также поддерживал общение. В одном из писем он написал: «Умру, когда скажут «Победа!». В последнем письме он попросил прислать ему «рубашку», которая осталась в Бежецке. О какой «рубашке» писал отец Александр, поняли не сразу, и только после его кончины стало ясно, что он писал о своем священническом облачении, оставленном в Бежецке.

Хочется привести одно из воспоминаний, собранных в г. Шарья, об иерее Александре Ребячьих. Ими делится Маргарита Федоровна Замашкина:

«Фотография отца Александра и сейчас висит под иконами, доставшимися мне в наследство от мамы моей — Прасковьи Федотьевны Смирновой. Она хранила ее всю жизнь, как и память о батюшке. Непростой он был человек — Божий.

Появился отец Александр в Шарье году в 1943-м. Я в ту пору девчонкой была, лет 12-ти от роду. Жил он на улице Школьной в Ленинском поселке, на квартире у тети Наташи Хазовой. Дом у Хазовых был большой, разделялся на две половины. Одну из них и занимал батюшка. Много людей ходило сюда молиться, даже из других районов приезжали. В Шарье церкви не было.

Нам, ребятишкам, постоянно вертевшимся вокруг него, отец Александр казался тогда пожилым человеком, почти дедушкой, хотя было ему немногим за 50 лет. Наверное, из-за длинных волос и бороды, а также необычного вида. Ходил батюшка в старенькой рясе, зимой поверх которой надевал тонкий зипунок. На ногах ничего, кроме опорок — обрезанных валенок, не носил. А ноги у него больные были — в язвах все, которые почти постоянно кровоточили и гноились. Не помню, чтобы батюшка чем-то лечил их. Придет к нам вечером и прямо с порога маму мою просит: «Согрей, Паша, воды. Уж очень ноги-то болят». Да и как не болеть им, если на улице мороз под 30 градусов, а он почти босой. Погреет ноги — вот и все лечение.

На плече отец Александр носил тяжелую холщовую сумку с камнями и всякой всячиной, которую подбирал прямо на дороге. Зачем, мы не понимали. Странный он был. А на наши вопросы по поводу сумки отвечал всегда одно: «Грехи ваши ношу. Надо же кому-то».

С нами, детьми, он был очень ласков. Особенно сирот жалел. Заботился о них. Знал, в каких домах люди побогаче. Придет, постучит в окно палкой и требует: «Яиц давайте, крупы, масла». А утром перед школой завтрак для бедных ребятишек приготовит и зовет всех: «Заходите, детки, Боженька вам хлебушка да кашки послал». Для себя, похоже, ничего не оставлял. Ни разу с нами за стол не садился.

Не пускает мама меня с сестрой и братьями в кино — бедно жили, деньги редко у нас водились. А батюшка улыбнется: «Что, Рита, хочется в кино-то? Ну, на вот тебе копеечек. Бегите».

Он в доме у нас почти каждый день бывал. Молитвам учил. Я тогда все акафисты наизусть знала. Отдохнет немного и зовет меня: «Давай, деточка, акафист прочитаем — Божьей Матери или Николаю Чудотворцу». Чаще мы их пели. Голос у батюшки был удивительно красивый.

От недугов телесных избавлял. Один такой случай на моих глазах произошел. Ездила к нему молиться женщина из Мантурова — Шура Серова. Молодая еще, а на костылях. Вот однажды перед службой отец Александр говорит ей строго: «Бросай, Шурка, костыли, хватит уже». А та испугалась: «Да что вы, батюшка, упаду я». – «Не упадешь, бросай!». Шура глаза зажмурила, костыли бросила — и пошла, и зашагала. Ходила потом только с палочкой.

О прежней жизни отца Александра я ничего, кроме того, что родом он из Архангельска, не знаю. Правда, часто он мать свою покойную вспоминал — нежно очень о ней отзывался. И все повторял: «Вот закончится война, ни одной ночи у вас не ночую, уеду в Архангельск, к ангелам — архангелам». Мы, глупые, думали – на родину к себе отправится. А он через несколько часов после сообщения о победе умер. Родина его, видно, не на земле была.

Народу на похороны собралось столько, что ни на одном параде такого не видела. Часа два люди только прощались с батюшкой у могилы. Похоронили его на следующий же день, в 5 часов утра — боялись еще большего столпотворения.
А незадолго перед смертью своей отец Александр долго со мной разговаривал. И в разговоре бросил невзначай: «Я, Рита, на кладбище вашем памятник поставлю. Все ходить будете». Какой памятник имел он в виду — собственный или на братской могиле погибших воинов, которого в ту пору не было? По крайней мере, к тому и другому люди, действительно, ходят постоянно. Особенно 9 Мая, в День Победы и кончины дорогого нашего батюшки.

Долгие годы на могилке его горела лампадка, потом исчезла. Новую металлическую оградку и крест лет 10 назад поставила Любовь Ивановна Витушко — Люба Дудина (ныне покойная). Девушкой она была любимым чадом отца Александра. Старая деревянная оградка сгнила. А земля с могилки исчезает до сих пор так быстро, что едва успевают подсыпать. Лечатся люди и батюшку добрым словом поминают.»

Подготовил диакон Алексий Юдин
Использованы материалы журналиста газеты «Ветлужский край»
Марины Шатровой

Блаженный Гавриил Бежецкий

Блаженный Гавриил Иоаннович Рыженков, или Сапожилов, похоронен на старом городском кладбище справа от кладбищенского храма (ныне Спасский кафедральный собор). На надгробной плите сохранилась надпись: «Христа ради юродивый Гавриил Иоанович Сапожилов гражданин г. Бежецка преставился 1868 ноября 27 на 72 г. жизни. Память 26 мар.». Кроме того, на плите сохранился текст из послания апостола Павла: «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор 3. 18). По толкованию Блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского: «Пусть отринет мудрость внешнюю, чтобы приобрести божественную; пусть ни о чем не умствует сам от себя, пусть не верит собственным доказательствам, но следует за Богом, как стадо за пастырем, и верует всему божественному».

Источниками сведений о нем являются жизнеописание иеромонаха Адриана Югского (кончину которого блаженный Гавриил предсказал) и устные предания жителей Бежецка. В жизнеописании иером. Адриана указана фамилия Гавриила Бежецкого — Рыженков, на надгробной плите другая фамилия – Сапожилов. По преданию, блаженный Гавриил Иоанович был богатым купцом, который раздав имущество нищим, принял на себя подвиг юродства Христа ради.

Вот как описывал жизнь блаженного Гавриила иеромонах Адриан Югский: «Труды, подвиги и неусыпность в жизни о Господе этого страдальца выше всякой похвалы. Проводя целые ночи в трудах и молитвах, он между прочими подвигами, имел обычай ночевать при гробах на кладбище; провалившаяся и пустая могила служила ему приятнейшим приютом для успокоения его молитвенной души. Жители города Бежецка с благоговением смотрели на изумительные труды его облагодатствованной души. При своем доме приютом для него служил большей частью чердак, где он день и ночь молился; от труда молитвенного, особенно когда сильно ударял себя в грудь, потрясался потолок, — что сильно отражалось и слышно было присутствовавшим в эту пору в доме. Своими пламенными и теплыми молитвами этот подвижник служил к спасению многих, прибегавших к нему с верою, для облегчения болезней душевных и телесных. Многие из посещавших этого подвижника из жителей города Бежецка были свидетелями чрезвычайных его дарований благодатных, особенно дара прозорливости на многие случаи их жизни. Память этого чудного гражданина града земного, преселившегося уже в вечные селения, между гражданами Бежецка священна». (Сказания о жизни и подвигах старца иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни Адриана Югского. М.– Рига, 1995. с. 124-127.)

Путь юродивых Адриан Югский считал самым трудным: много таковым приходится до совершеннейшего успокоения переносить трудов, скорбей душевных и телесных и всякого рода лишений и огорчений от людей и от бесов. Таков род жизни Христианской, указанный Господом, чрез слова Апостольские: «буее мира избра Бог и: аще кто хощет мудр бытии в веце сем, буй да бывает яко да премудр будет». Без особенной воли Божией и Его благословения, без глубочайшего смирения, без покорности во всем и пламенной любви к своему Создателю, без готовности, в духе смиренномудрия, на всякого рода скорби и лишения, во славу Божию, без совершенства ума в мудрости духовной, самовольно принимать на себя вид юродства Богопротивно, дерзко и преступно. Одному молодому человеку, просившему благословения у старца на путь юродства, старец сказал: «…с какого ты ума-то сойдешь? Наживи прежде ума, да тогда и сходи со своего ума на Божий ум: ведь, и без того мы сошли с Божьяго-то ума на мирской и свой непокорный ум! Странничество и юродство не у всех, избравших оныя, — говорил старец, — бывают справедливы: много из таковых есть волков в овчей одежде; под кафтанами странническими и под личиною юродства не всегда скрывается ум Христианский. Часто враг приражается и к чистым по жизни, но гордым по уму, — какового искушения сохрани нас, Господи!»

В Бежецке говорят: «Если есть в чем нужда — иди и проси у блаженного Гавриила». Множество паломников, и в советское атеистическое лихолетье и в наше время посещали могилу блаженного Гавриила. Молились, испрашивая его помощи, и получали просимое. Приезжают паломники из Москвы, Санкт Петербурга, Твери и Тверской области. Засвидетельствованы многочисленные случаи благодатной помощи Христа ради юродивого Гавриила. Особенно отмечены случаи исцеления от различных недугов у его могилы.

В 1995 году, по благословению епископа Тверского и Кашинского Виктора, была предпринята попытка обрести мощи блаженного Гавриила. Летом были проведены раскопки могилы блаженного. При вскрытии могилы присутствовали настоятель Спасо-кладбищенской церкви протоиерей Александр Свитцов и игумения Бежецкого Благовещенского монастыря Антония (Егорова). Мощей обрести, к сожалению не удалось. В предполагаемом месте нахождения мощей был обнаружен гроб с останками и венком из электрического провода. В 1868 г. электричества не было. Видимо не было воли Божией на открытие мощей своего угодника в то время.

Среди верующих сохранилось предание, что во время бед, напастей и болезней жителей Бежецкого Верха надгробная плита на могиле блаженного Гавриила опускалась в землю так, что ее заливало дождевой водой. Тогда бежечане обращались с молитвой о предстательстве блаженного Гавриила пред Господом о помощи и заступлении и получали помощь. А плита со временем возвращалась в свое первоначальное положение.

На фото: могила Гавриила Рыженкова в Бежецке у Спасо-кладбищенского храма.