Игра «Съедобное-Несъедобное. Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное Съедобное несъедобное игра детей цель

Игра «Съедобное-Несъедобное. Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное Съедобное несъедобное игра детей цель

Ни для кого не секрет, что ребенок – это неиссякаемый источник энергии. Для того, чтобы ребенок позволил своим запасам энергии выплеснуться, существуют различные подвижные игры и забавы. Игровая деятельность обеспечивает хорошее настроение, развивает творческую фантазию и воображение. Одной из самых распространенных и известных игр среди детей разных возрастов является «Съедобное-несъедобное».

Правила и ход игры

  1. В игру «Съедобное-несъедобное» играл и продолжает играть каждый человек, от совсем маленьких детей до первоклассников, и даже взрослым она приходится по нраву. В детском саду, в школе, на площадке, дома — вариантов, где в нее можно поиграть, множество. Достаточно при этом иметь мяч или любой круглый предмет. В игре может участвовать от двух человек до бесконечности. Конечно, чем больше компания, тем веселее и интереснее игра.
  2. Для начала игру необходимо организовать. Ведущий рассаживает детей в круг. Желательно, чтобы при этом были места, где можно присесть, например, скамейка или стулья.
  3. Обращаясь лицом к участникам, ведущий объясняет правила — что такое съедобное и что такое несъедобное. Взяв в руки мяч и называя при этом предмет или явление, по очереди передает его каждому из игроков. Если значение слова съедобное, то участник должен поймать мяч. Если же ведущий произнес что-то несъедобное, игрок отбрасывает мяч рукой, осознанно не поймав его.
  4. В случае невнимательности игрока, например, не успел среагировать или оттолкнул съедобный предмет, правило ведения игры достается ему, а ведущий занимает место игрока. Также играть можно на выбывание до победного участника. То есть, проигравшие покидают игру, а оставшийся последним игрок выигрывает и ему в качестве поощрения достается приз.

Варианты игры

Разнообразить игру можно, если внести некоторые изменения. Например, заменив мяч на длинную резинку или скакалку, закрученную в кольцо. Перед началом игры ведущий может потренировать детей, перечисляя различные варианты съедобных и несъедобных предметов, для того, чтобы они имели примерное представление о предстоящей игре. Затем объясняет правила и ход игры. Далее из компании выбирается водящий, а остальные встают в круг и замыкают кольцо резинкой или скакалкой. Водящий называет предмет, а игроки в зависимости от его назначения остаются в кольце или покидают его. Если слово относится к съедобному, то все остаются на местах. Тот, кто успел покинуть круг раньше, занимает место водящего. Или названо слово несъедобного значения. В этом случае все должны быстро выпрыгнуть из кольца. Оставшийся последним или тот, на ком осталась резинка, встает на место водящего.

Еще одной разновидностью игры являются «классики». Водящий обозначает линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Всего линий должно быть одиннадцать. На получившихся «классах» затем будут располагаться игроки. Водящий занимает последний класс, игроки — первый. Бросая по очереди мяч, водящий называет предмет. Если игрок поймал мяч и ответ совпал с вопросом, игрок встает в другой «класс» и так до последнего старшего «класса». По ходу продвижения игры водящий сначала называет предмет «старшекласснику», а потом «учащимся младших классов». Когда водящий передает мяч «младшим», «старшие» при этом стараются отойти в сторону. Если игрок ошибается, он остается стоять на своем месте. Игра продолжается до «окончания школы». Побеждает тот, кто первым закончил игру.

В детских и других развивающих учреждениях воспитатели предлагают детям различные вариации игры «Съедобное-несъедобное». Например, с использованием карточек или фишек. Для этого ребенку называют предмет. В зависимости от предложенных условий игры, ребенок раскладывает карточки (фишки) в разные стороны. Съедобные — справа. Несъедобные — слева. Также эту игру можно предложить в качестве разминки. Дети встают в круг, а ведущий предлагает хлопать руками, если предмет съедобный. Если наоборот, дети громко топают или закрывают глаза.

Цели и задачи игры

Для любого ребенка игра является главным и любимым занятием. Во время игрового процесса у него хорошее настроение, он готов открывать и познавать мир, активно включаться в общение. Поэтому игра «Съедобное-Несъедобное» интенсивно используется воспитателями в занятиях, поскольку позволяет решить многие психологические и педагогические задачи.

У детей раскрывается речевая активность и мышление. Они отлично усваивают новые значения слов и понимают их смысл. Важно, чтобы они научились грамотно произносить слова и звуки. Сравнивать слово и его значение с действием, которое оно обозначает. Дети учатся отчетливо формулировать свои желания и эмоции, при этом правильно конструировать предложения. Улучшается интонация и четкость произношения.

Игра учит запоминать правила, контролировать свои действия, развивает мышление и внимание. Повышает знания об окружающем мире, ребенок лучше отличает съедобное от несъедобного. В нее удобно играть и в помещении и на улице. Ребенок понимает, что многое зависит от скорости его реакции, подвижности, внимательности.

Также в данной игре хорошо развиваются личные качества. Например, чувство справедливости. Многие дети при проведении игры возмущаются, почему другой игрок ответил неправильно, когда выбрал другой вариант ответа. В этом случае важно, чтобы в игре участвовал воспитатель или другой взрослый человек. Он сможет направить игру в нужное русло и сформулирует нужный ответ для этой ситуации. Поможет детям развить коммуникативность, найти правильный вариант ответа, научит уважать мнения других ребят.

В современном мире очень важно научить ребенка проводить время не только с гаджетами, но и со сверстниками. Ведь прошло не так много времени с тех пор, как компьютер вошел в современную жизнь. Многие взрослые помнят, какую роль в их жизни занимали игры. Большую популярность имели словесные игры, например, «глухой телефон», «царь-картошка», «кис-кис, мяу-мяу». Все они имели большой смысл для становления речи, внимания, логики.

Дети не всегда располагают знаниями о том, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. Поэтому очень важно уже с ранних лет формировать у детей представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. С этой целью мной была изготовлена дидактическая игра «Накорми Машу и Мишу»

Цель игры:

1. Познакомить с продуктами питания;

2. Закрепить знания о продуктах питания, их влиянии на организм человека;

3. Развивать умение классифицировать продукты питания в зависимости от возраста на «овощи-фрукты» «съедобные — несъедобные» «вредные — полезные»;

4. Прививать навыки ОБЖ;

5. Прививать желание употреблять в пищу полезные для здоровья продукты;

6. Расширять словарь детей;

7. Развивать мелкую моторику, наблюдательность, зрительную память.

8. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

9. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Процесс изготовления пособия:

  • Для изготовления пособия я взяла 2 пластиковый контейнера;
  • Распечатала и вырезала фигуры детей, при помощи липучек прикрепила их к крышке контейнера;
  • Прорезала отверстие для рта;
  • Распечатала и заламинировала различные картинки с продуктами питания и другими не съедобными предметами;
  • Для еще одного варианта игры распечатала картинки мусорного бака и кастрюли, при помощи липучек крепим на крышку контейнера вместо фигуры ребенка.



Варианты игры для младших дошкольников

1. Покорми продуктами Машу и Мишу:

Играя в эту игру, дети разовьют внимательность, усидчивость и любознательность, потренируют навыки классификации. Малышам нужно накормить Машу и Мишу определенными продуктами: овощи или фруктами, мясными продуктами, молочными, хлебобулочные изделия и т.д.

2. Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»

Цель: закреплять знания детей о съедобных продуктах и несъедобных растениях, предметах, встречающихся во время прогулки. Закреплять название овощей и фруктов.

Материал: контейнер с фигуркой ребенка и контейнер с картинкой мусорный бак., предметные картинки с изображением овощей, фруктов и различных растений и предметов, которые дети могут встретить во время прогулки (лист, шишка, цветок, камешек и т.п)

Ход игры: в гости приходит кукла с корзиной, радостно сообщает детям, что она принесла им что-то вкусное и полезное. Предлагает каждому ребенку достать что-то из корзины. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (яблоко). «Можно яблоко кушать?» (да). Воспитатель предлагает покормить им Машу. Другой ребенок показывает и называет листочек. «Можно кушать листочек?» (нет). «Положим его в мусорный бак» и т. д.

Усложнение: воспитатель предлагает ребенку из всех картинок выбрать только съедобное или только не съедобное.

3. При разгадывание загадок про продукты питания ребенок, назвавший правильный ответ «кормит Мишу и Машу» тем продуктом загадку о котором он угадал.

Варианты игры для старших дошкольников:

1. Накорми Машу и Мишу продуктами, изготовленными из молока, мяса, муки; овощами или фруктами и т. д.

2. Накорми Машу продуктами полезными для мышц; а Мишу для глаз (зрения) или для зубов продуктами .

3. Накорми Машу «полезной» едой, а «вредную» для здоровья пищу выбрось в мусорный бак.


Играя в эти игры, дети научатся выбирать полезную для здоровья пищу, закрепят знания о витаминах находящихся в определенных продуктах. Прививаем желание детей питаться правильной и разнообразной пищей.

Вариант игры с картинкой кастрюля – поваренок;

Дидактическая игра «Поможем поварёнку сварить суп и компот!»

Цель игры: научить детей различать овощи и фрукты, правильно называть их.

Задачи : учить детей отличать овощи от фруктов, развивать мышление, внимание, память, речь детей.

Ход игры: На столе стоит контейнер с кастрюлей, лежат карточки с изображением овощей и фруктов. Один ребёнок помогает сварить поварёнку суп, другой ребёнок компот.

«Давайте мы попробуем сварить суп или компот. Что для этого нужно? что положим в кастрюльку, чтобы получился суп?» Дети отвечают, выбирают карточки с овощами. И так же с фруктами, только вместо слова «суп», говорят «компот». «Что в кастрюльку мы положим, чтобы получился компот? «Дети отвечают, выбирают карточки с фруктами.

Чтобы разнообразить игру взрослый может загадать загадки про овощи и фрукты. Как только ребёнок отгадывает, называет овощ или фрукт, то берёт карточку и кладёт рядом с поварёнком.

Дети старшего возраста могут сказать, какие овощи нам нужны для борща, щей и так далее. Так же называют, какой получится компот, например, из яблок яблочный компот, из сливы – сливовый и т.п.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида

«Сказка»

Сборник игр малой подвижности для детей

4-5 лет (средняя группа)

Яньшина К.О.

2013

    Съедобное – несъедобное

Цель : развитие реакции и внимательности;

    Для игры нужен простой

    Участники игры "Съедобное - несъедобное" встают на одну линию(либо сидят на стульчиках). Лицом к лицу от них стоит ведущий с мячом в руках.

    Он называет разные предметы (например арбуз, ножницы, цветы, пицца, ложка и т. п.) и поочередно бросает мяч каждому игроку. Игроки в свою очередь должны отвечать «съедобное» или «несъедобное», на тот предмет, который называет ведущий и ловить мяч, если названный предмет съедобный и отбрасывать, если несъедобный.

    Ведущий должен кинуть мяч в руки участника одновременно называя предмет.

    Холодно. Горячо. Теплее.

Цель : продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; закреплять умение различать температуры и значение слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло» и «горячо».

Ход игры: Один ребенок выходит из группы, воспитатель на глазах у остальных детей прячет какой-нибудь предмет (можно заранее договориться, какой именно, чтобы было известно, что искать).

Ребенок возвращается в класс и начинает искать эту вещь, ориентируясь по подсказкам других игроков: если он находится далеко от предмета, то ему говорят «холодно», если близко, то - «тепло», если рядом с предметом, то - «горячо».

    «Чудесный мешочек»

Цель : Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование : мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры . 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

    Зайка серый умывается

Цель: упражнять детей в выполнении различных действий, учить слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

Ход игры: дети стоят в кругу, зайка (выбирается по считалочке) в середине и обыгрывает текст, затем подходит к кому- нибудь из детей, тот и становится зайкой.

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

    Как живешь?

Цель: развивать внимание, память, быстроту, снять психоэмоциональное напряжение.

Ход игры: дети стоят (либо сидят на стульчиках) в кругу и повторяют движения и слова за педагогом:

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вверх)

Как идешь? – Вот так! (шагают на месте)

Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)

Как берешь? – Вот так! (прижимают ладонь к себе)

Как даешь? – Вот так! (выставляют ладонь вперед)

Как шалишь? – Вот так! (надувают щеки и аккуратно кулачком лопают)

Как грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком).

    Солнышко- Дождик

Цель: учить детей действовать по сигналу, снять психоэмоциональное напряжение, развивать внимание.

Ход игры: дети стоят около своих стульчиков в кругу, повторяя слова и движения за воспитателем:

(ходят по кругу)

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку

Топ, топ, хлоп, хлоп.

(затем воспитатель говорит «Дождь идет», после чего дети садятся на стульчик и прячутся, закрывая голову ладонями ).