Общее недоразвитие речи как речевое нарушение презентация. Презентация, доклад Что такое ОНР? Нарушения артикуляционной моторики

Общее недоразвитие речи как речевое нарушение презентация. Презентация, доклад Что такое ОНР? Нарушения артикуляционной моторики
Общее недоразвитие речи как речевое нарушение презентация. Презентация, доклад Что такое ОНР? Нарушения артикуляционной моторики

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка; при исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

5 слайд

Приёмы работы с детьми Возможность обогащать словарь детей дает повседневное общение воспитателя с детьми. Необходимо задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д. Воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

6 слайд

Развитию речи способствуют и игры сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц; воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями; на занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы (подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх)

7 слайд

Игра «Магазин». Ее цель - закреплять названия предметов одежды, учить использовать в речи простое предложение с прямым дополнением. Воспитатель исполняет роль продавца, дети - покупателей. Используются карточки с изображением детей и действий Девочка Мальчик Купить Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и составляют фразу, опираясь на символические изображения Я покупаю рубашку Я покупаю юбку В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.

8 слайд

9 слайд

Примерный режим дня средней группы в сочетании с задачами по развитию речи, которые решает воспитатель.

10 слайд

Прием детей. Воспитатель встречает детей, беседует с родителями (в зависимости от погодных условий прием детей может проходить на улице), организует раздевание и умывание, проводит утреннюю гимнастику, следит за работой дежурных по столовой.

11 слайд

Раздевание, одевание В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду не менее пяти раз (особенно много времени на это уходит зимой). В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Часть этого времени можно посвятить уточнению и расширению словарного запаса по теме «Одежда»: воспитатель привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными и глаголами.

12 слайд

Словарь Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы. Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать. Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

13 слайд

Подготовка к завтраку, завтрак (к обеду, обед; к полднику, полдник; к ужину, ужин) Воспитатель приглашает детей к столу, учит правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. Во время еды уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды, на способы ее приготовления.

14 слайд

Словарь Существительные: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок. масло, колбаса, яйцо и т.д. Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая. Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.

15 слайд

Словарная работа Существительные: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник. Глаголы: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать. Прилагательные: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.

16 слайд

Игры, подготовка к занятиям, занятия Воспитатель следит за тем, чтобы дети, вышедшие из-за стола, были заняты играми, которые не требуют длительного времени. Готовится к занятиям вместе с детьми. Привлекает детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.). Проводятся по подгруппам, чередуются с занятиями логопеда.

17 слайд

Подготовка к прогулке, прогулка Отбирает с детьми игрушки для прогулки, организуя одевание, продолжает формировать соответствующие навыки. В группах для детей с ОНР занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке. В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д. Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, - например, при изучении темы «Домашние животные» проводятся игры «Лохматый пес», «Кот и мыши»; при изучении темы «Дикие животные» - игры «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору». На прогулке наблюдает за играми детей.

Характеристика детей с ОНРОНР – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается
позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования.
Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение
всех компонентов речевой деятельности.
Системный подход к анализу речевых нарушений у детей представлен в
работах Р.Е. Левиной.
ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия
речевых средств общения до развернутой речи с элементами
фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Все
многообразие речевого недоразвития Р.Е. Левина свела к трем уровням
речевого развития. Каждый уровень характеризуется определенным
соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений,
задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от
одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых
возможностей.

Овладение системой родного языка

Норма 4,5-5 лет
Правильное
воспроизведение
многосложных слов
(т.е. сформированы
ССС, ФВ)
ФОНЕМАТИКА
Полно и связно излагает
свои мысли
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Владеет 4-5 тыс. слов
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Произносит все звуки
родного языка
правильно
ФОНЕТИКА
Соединяет слова во
фразы, строит
развернутые
предложения
ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ

Овладение системой родного языка ОНР III уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
Неверное
ФОНЕМАТИКА
произношение 1.Не различают на слух и в произношении
многих звуков близкие по звучанию мягкие-твердые,
(до 10 и более) звонкие-глухие, а также звуки: С-Ш, З-Ж,
ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.
2.Искажают ССС и звуконаполняемость
(питатифа; атагафия; голопед).
3.Не могут воспроизвести ряд слов или звуковых
(слоговых) сочетаний, близких по звучанию
(бык-бак-бок; па-ба-па; та-кта).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Наличие
аграмматизма:
- неправильное употребление предлогов («Платок
лежит кармане»; Кошка вылезла под кровати);
- нарушения в согласовании различных частей речи
(Заботился о ёжика; Наблюдали за обезьяны);
- нарушения в построении предложений
(Шёл Петя грибы лес собирать; Почему что ёжик
кололся, почему что девочка и плачет).
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Владеет 2,5-3 тыс. слов;
много вербальных
замен; незнание менее
употребительных словпредметов (земляника,
затылок, кабина),
глаголов, выражающих
уточненность действий
(лакает, откусывает,
жует - ест),
приставочных глаголов
(подошел, пришел,
вышел), относит.
прилагательных
(вишневый, песчаный),
антонимов (храбрый –
трусливый, густойжидкий) и пр.
Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность
суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-следственные
взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего – самост. и творч. рассказывание.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не

причинно-следственные
взаимоотношения
действующих
лиц.
Труднее всего – самостоятельное и творческое рассказывание.
Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию стихов.
Пример рассказа по картинке
Дети фипили фнигака. Дети катавифа на
фанки. Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф дефкий фат.

Овладение системой родного языка ОНР II уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
НЗП (до 20 и более).
Характерны: замены звуков и
смешения (П-Т-К, С-Т),
нарушено произношение
мягких согл. зв.: ПЬ-МЬ-БЬ;
ТЬ-ДЬ-НЬ перед гласными А,
О, У+ произношение
свистящих, шипящих,
аффрикат.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ограничен качественно и
количественно. Есть след. ЛГ
разряды слов: сущ, гл.,
прилаг., нареч., мест.,
некоторые предлоги и союзы.
Дети не знают многих слов
(названий цвета предмета, его
формы, размера), заменяют
слова близкими по смыслу.
ФОНЕМАТИКА
1.Не различают на слух и в произношении не
только близкие по звучанию, но и далекие звуки:
(дупа - рука; морашки - ромашки; биледат виноград) и т.п.
2.Грубо искажают ССС (перестановки, замены,
уподобления) и звуконаполняемость (алёти;
сковородка; дёти; гада; биледат; ликаза).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Наличие резко выраженного аграмматизма:
- Начинают употреблять некоторые предлоги, но
смешивают их по значению или опускают (Я была
лелька - Я был на елке);
- нарушения в согласовании прилагательных и
числительных с сущ. (асинь адас - красный карандаш;
- да пека – две печки);
- смешивают падежные окончания (Катался гокам катается на горке);
- ошибаются в употреблении мн.ч. сущ. (да памидка- две
пирамидки), в употреблении числа и рода глаголов
(Коля питяля - Коля писал).
Дети часто употребляют сущ. в Им.п., а глаголы в инфинитиве или форме 3 лица ед. и мн. ч. наст. вр.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Появляется фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении,
могут ответить на вопросы по картинке на близкую им тему, используя простые предл.,

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ (ОНР II уровень)

Пример рассказа по картинке
Бася … котю. Она … фате.
Бася кос зиля ходива.
Собака … школа. Она … портфель.
Собака кость взяла, ходила.

Сравнение текстов рассказов

III уровень ОНР
Дети фипили фнигака.
Дети катавифа на фанки.
Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф
дефкий фат.
II уровень ОНР
Бася … котю.
Она … фате.
Бася кос зиля ходива.

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Овладение системой родного языка ОНР I уровня (4,5 - 5 лет)

ОТСУТСТВУЮТ СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
(в то время, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована!)
1.Отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана:
собака, коза, баран, корова – АВА; машина, корабль, ракета, велосипед – ТУ-ТУ
упасть, спуститься, сесть, лечь – ПА; есть, пить, откусывать, жевать – АМ и т.п.
Речевая подражательность детей реализуется лишь в звуковых комплексах,
состоящих их 2-3 плохо артикулируемых звуков раннего онтогенеза (отсутствуют
звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных). ЗП
характеризуется неопределенностью: дверь - теф, вефь, веть. Произношение отдельных
звуков лишено постоянной артикуляции.
2. Небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов (искажена
ритмико-слоговая структура слова).
Пассивный словарь шире активного, но ограничен по сравнению с нормально
развивающимися детьми. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как
грамматические формы детьми не учитываются.
3. Характерно отсутствие грамматических связей слов между собой и
морфологических элементов для передачи грамматических отношений.
Дети не понимают значений грамматических изменений слова
(формы ед. и мн. числа сущ.; пр.вр. глаголов, формы ж. и м. рода; не понимают
значения предлогов).
4. Речь понятна лишь в конкретной ситуации!
5. Дети широко используют паралингвистические средства общения.

Образцы произношения слов детьми

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
I уровень ОНР
петух -уту
киска - тита
воробей - ки
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Речевые особенности + недостаточная сформированности процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (неречевые психические процессы)

1. Нарушены внимание и память (особенно слуховые).
2. Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика.
3. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Можно говорить о незрелости высших психических функций.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с
речевой функцией, что затрудняет определение первичного и
вторичного нарушения, т.е. что является причиной, а что –
следствием:
I – нарушения словесно-логического мышления и внимания
II – ОНР
ИЛИ
I – ОНР
II – нарушения словесно-логического мышления и внимания

Нарушения внимания и памяти

Проявления:
1. Трудно устанавливают порядок расположения даже 4-х предметов
после их перестановки.
2. Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
3. Не всегда выделяют предметы по заданному признаку (Покажи
только красные квадраты; Хлопни в ладоши, если будет названа
одежда; Собери в коробочку все предметы, сделанные из дерева или
металла).
4. Трудно сосредоточить и удержать внимание на словесном материале
вне наглядной ситуации (поэтому в полном объеме не воспринимают
пространственные, длинные инструкции, неконкретные,
продолжительные оценки их деятельности).
5. В большей степени затрагивают произвольную деятельность.
Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне
(МУЛЬТИКИ, ПОДАРКИ) происходит значительно лучше.

Нарушения артикуляционной моторики

Проявления:
1. Ограниченность, неточность
или слабость движений подвижных органов артикуляции
– языка, мягкого неба, губ и нижней челюсти. () Артикуляция всех
звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные
органы образуют с неподвижными (тв. нёбом и зубами) смычки и
щели между собой.
2. Естественно, нарушения артикуляции звуков приводят к их
дефектному произношению (НЗП),
а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Нарушения мелкой моторики пальцев рук

1.
2.
Пальцы малоподвижны.
Движения пальцев рук отличаются неточностью или
несогласованностью.
Даже пятилетние дети держат ложку в кулаке;
с трудом правильно берут карандаш, кисточку;
не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки.
Связь пальцевой и артикуляционной моторики была подтверждена в
конце 20 века исследователями Института физиологии детей и
подростков АПН РФ
(А.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина).

Недостаточная сформированность словесно-логического мышления

Проявления:
1. Испытывают затруднения при классификации предметов,
обобщении явлений и признаков (поэтому с трудом решают
математические задачки, не в состоянии отгадать несложные
загадки).
«Мебель – это стол, шкаф, телевизор, настольная лампа. ПОЧЕМУ?
У нас в комнате есть»
1. Суждения детей бедны, отрывочны, логически не связаны друг с
другом.
«Зимой дома тепло, тому что нет снега»
«Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»

Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР

На занятиях:
у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость; дети вертятся,
разговаривают, не воспринимают учебный материал.
Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или
отвечают невпопад, задания не воспринимают.
В процессе общения между собой:
у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком
подвижны, трудно управляемы);
другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению
им книжек воспитателем).
Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством
страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению
негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Наличие сложного симптомокомплекса у детей с ОНР

Проявления:
1. Системное нарушение речи, которое характеризуется нарушениями ЗП,
ФВ, ССС, ограниченностью словарного запаса, несформированностью
грамматического строя речи и связной речи.
2. Незрелость высших психических функций (внимания, восприятия,
памяти, мышления).
3. Наличие характерологических особенностей (тихие, спокойные,
чрезмерно подвижные, непослушные, впечатлительные, легко ранимые,
проявляющие негативизм и др.).
ВЫВОД
Успешная логопедическая работа возможна только при наличии
комплексного МПП подхода, который выражается в следующем:
- медикаментозное лечение и психотерапия;
- логопедическое воздействие специалистов;
- максимальная помощь родителей и воспитателей;
- нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая
весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.

Логопедические заключения
(дошкольный возраст)
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии.
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии, с синдромом дизартрии.
(младший школьный возраст, N)
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью
фонетико-фонематической и (или) лексико-грамматической стороны
речи.
(младший школьный возраст, интеллектуальные нарушения)
Несформированность языковых средств общения на фонетикофонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием
недоразвития смысловой стороны речи.

ОНР I уровня

Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности
ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и
воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных
ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи,
неправильное произношение допустимо.
Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с
ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

ОНР I уровня

Направления работы:
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам
«Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные».
Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос
(после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий,
которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем
связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные
грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать
знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание
до предикативного уровня
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения
различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
Понятие об основных цветах;
Понятие о форме;
Слуховое внимание и восприятие (Где спрятался колокольчик?);
Совершенствование памяти (Чего не стало?);
Мыслительные операции (Четвертый лишний, Разрезные картинки,
Доски Сегена);

ОНР I уровня

Активизация речевого подражания начинается с подражания
действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать
потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые
миниатюры.
Формирование доступного активного словаря. Вызываются
звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же
возможности комбинировать слова во фразу.
Результат: расширение кругозора и представлений об
окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне
диалог, первые попытки комбинирования слов, владение
элементарным активным словарем.

ОНР II уровня

Основные задачи:
1. Формирование фразовой речи на основе усвоения
грамматических категорий и расширения словаря
2. Усвоение различных синтаксических моделей
3. Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР)
4. В конце второго этапа – совершенствование произносительной
стороны речи.
Направления работы:
1. Расширение понимания чужой речи, расширение активного словаря,
формирование навыка строить двухсловное предложение. Работа над
пониманием чужой речи предполагает узнавание предметов по их
описанию, функции.
На доступном словаре сначала в пассиве, а затем в активе начинается
разграничение форм единственного и множественного числа
существительных, а затем и глаголов (дай мяч/мячи).
Акцент в работе делается на формирование у ребенка предложения из
двух слов. Центром предложения является сначала глагол в
повелительном наклонении. Дети учатся давать команды игрушкам, маме,
другим детям. Акцент делается на ударное окончание (ляля, сидИ/идИ).
Когда ребенок успешно использует 8-10 глаголов, к основе наращивают
звук [т] (ляля, сиди! – ляля сидит). Появление фразы рассматривается как
речевой криз.

ОНР II уровня

Направления работы:
2.
Далее идет целенаправленная работа над двусоставным предложением и
усвоением элементарных грамматических форм. На этом этапе не прекращается
работа над импрессивной речью – детей учат отличать слава, близкие по
звучанию (Покажи, где несут, а где везут?). Продолжается наращивание
активного словаря по лексическим темам – разучиваются одно-, дву- и даже
трехсложные слова (используется прием отстукивания, отхлопывания,
дережирования слов).
Начинается работа над совершенствованием органов артикуляции, речевого
дыхания. По возможности уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза.
Начинается распространение простого предложения при помощи вопросноответной формы общения с ребенком. Используются вопросы косвенных
падежей. Сначала одни вопрос к разным картинка: Что пьет мама? Что пьет
папа? Что пьет девочка?далее разные вопросы: Кого кормит мальчик? Чем
мама режет хлеб? Обязательно включается противопоставление падежных
форм: Мальчик ест суп / думает о супе / облился супом. Первоначально мы
обращаем внимание на окончания. По мере овладения системой флексий
начинаем уделять внимание предлогам. Постепенно объем предложения
расширяется до 5-7 слов, что происходит за счет включения уже отработанных
словосочетаний. (У меня нарисовано много грибов)
Когда словарь ребенка достигнет 200-300 слов, можно начинать постановку
звуков и их автоматизацию. Параллельно ведется работа над
совершенствованием слоговой структуры трехсложных слов.

ОНР II уровня

Направления работы:
3. Предложение с однородными членами начинается с работы
над обобщающими понятиями: В саду растут фрукты: яблоки,
груши, сливы. Составление загадок описаний,

Целью игры является формирование у детей навыков словообразования. Игра используется при индивидуальной работе с ребенком или в работе в малых группах. Возраст детей 5-6 лет. Игра направлена на закрепление умения детей образовывать относительные прилагательные по различным темам, на активизацию словаря детей и на развитие связной речи.

Целевая аудитория: для дошкольников

Презентация создана для детей с тяжелыми нарушениями речи с целью отработки употребления существительных единственного числа в косвенных падежах (дательном/ родительном) или отработки употребления притяжательных прилагательных. В зависимости от целеполагания занятия можно менять вопросы: Кому дадим хвост?/ Кого это хвост?/ Чей хвост?"
Анимация при клике нужной картинки, смена слайдов по клику триггерной кнопки.
Последние слайды- сюрпризный момент и использованные ресурсы.

В игровой форме дети учатся выделять первый звук из названий картинок и определять его мягкость. Определить правильность выполнения заданий, помогают зайчики.
Данный тренажер можно использовать, как на уроках, при прохождении темы "обозначение мягкости согласных гласными второго ряда", так и на логопедических занятиях. Ресурс можно использовать при фронтальной работе, при занятиях с группой и индивидуально. Данный вид работы развивает фонематический слух, звуковой анализ, а если дать задание, записать названия картинок, то и закрепляет навык обозначения мягкости согласных на письме.

Эту работу можно использовать на групповом занятии или при индивидуальной работе с учащимися, у которых наблюдаются замены парных согласных на письме.
В занимательной и интересной для детей форме проводится работа по развитию фонематического слуха (различением П-Б на слух). Затем даются письменные упражнения для правильного написания этих букв в словах.
Все задания даются поэтапно: сначала парные согласные даны в словах в сильной позиции, затем - в слабой, когда нужно использовать правило для правильного написания согласных в словах.
Эту работу можно также использовать для работы с дошкольниками, у которых имеется нарушение фонематического слуха.

Целевая аудитория: для логопеда

Данная интерактивная дидактическая игра предназначена как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий по формированию и развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Может быть использована на интерактивной доске и компьютере.

Ребенок выделяет 1-ый звук в названии предмета и дает характеристику этому звуку.
Согласный твердый звук обозначаем синим цветом, нажимая на соответствующий круг.
Согласный мягкий звук - зеленым, нажимая на соответствующий круг.
Гласный звук - красным цветом, нажимая на соответствующий круг.
Если ответ правильный - звучит звук колокольчика, на экране остается соответствующий круг, остальные - исчезают.
Если ответ неправильный - звучит звук молоточка.
При нажатии на картинку - появляется буква, обозначающая 1-ый звук в слове.
Из 1-ых звуков названий предметов составляем слово.

Целевая аудитория: для логопеда

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распростра-ненными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

Целевая аудитория: для логопеда

Детям с нарушением фонематических процессов бывает очень трудно выделить в словах одинаковые звуки. Данный материал предназначен для этапа, когда ученики не только могут разделить слова на слоги, но и найти общий слог в двух словах. Когда все слоги выделены, нужно из них составить предложение, записав его грамотно.

Для определения верного ответа, нужно нажать на конверт. Если ребёнок испытывает затруднения, то можно взять помощь, нажав на кнопку. В создании данного тренажёра был использован технологический приём "Волшебный конверт"

Целевая аудитория: для 1 класса

Презентация на тему: "Профилактика Дисграфии".
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова
В разработке представлены упражнения, направленные на коррекцию дисграфии.

Маргарита Тиханова
Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»

«Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей .

Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций».

Актуальность :

Дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего, слова. Поэтому очевидна необходимость дополнительных разработок в логопедической работе в группах дошкольников с ОНР по формированию лексики путем целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.

Актуальным моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру , как основного вида деятельности старшего дошкольника.

У развивающей игры две цели : одна из них – обучающая, которую преследует воспитатель, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико -грамматических категорий.

Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматических категорий в летний период Консультация для родителей В летний можно пополнять словарь детей по темам «Ягоды», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Деревья»,.

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР [Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи -это.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные - учить различать зимующих птиц.

Тема: Предлог ПОД Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Предлог ПОД (второе занятие по теме) Программные задачи: 1. уточнить пространственное значение предлога «ПОД»; 2. учить воспринимать.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» Цель: показать.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР в средней группе «Сказка «Колобок» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Сказка «Колобок» Цель: - Обогащать, расширять и активизировать словарный запас.

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
  • Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
  • Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование:

  • выступление учителя-логопеда ();
  • анкеты для родителей ();
  • бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
  • клубок, разрезные предметные картинки;
  • комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики ();
  • памятка для родителей ().
  • План мероприятия:

    1. Заполнение анкет родителями.
    2. Игра «Клубок».
    3. Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
    4. «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
    5. Элемент логоритмики «Электричка»;
    6. «Веселый зоопарк» (станции);
    7. Игра «Покричи как животное»
    8. Составь образ животного;
    9. Рефлексия, подведение итогов.

    Организационный момент:

    • Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
    • свободное общение родителей и детей друг с другом.
    • индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.

    Ход встречи:

    1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»:
    Игра «Клубок»
    Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
    Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка.
    Ход игры : взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я - Мишка-Топтыжка. Я очень - очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).

    2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).
    В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
    Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
    По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.

    3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
    Элемент логоритмики
    Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
    Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.

    Мы едем в электричке:
    «Ура, ура, ура!»
    Стучат, стучат колеса:
    «Та-та! Та-та! Та-та!»
    Мелькают мимо сосны,
    И ели, и дома.
    Стучат, стучат колеса
    «Да-да! Да-да! Да-да!»
    А в зоопарке лисы
    И слоник, и верблюд.
    Приедем в зоопарк мы,
    Как весело же тут!

    Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.

    4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

    1 стол - «Познакомимся со слоненком»
    На этой станции представлен:

  • основной комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

    Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».

  • дыхательные упражнения
  • Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование:

    «Листочки» . Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

    «Кораблики» . Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

  • работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш
  • Задания:
    Выбери картинки с определенным звуком;
    Составь предложение с этими картинками;

    В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
  • Игры:
    «Шумящие коробочки» - это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

    «Отбивание ритма» - взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.

    2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

    «Я в лучах солнца»
    Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
    По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
    Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
    Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

    Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

    В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.

    Приложения:

    Список используемой литературы

    1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? - М., 2001.
    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: 2003.
    3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
    4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
    5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
    6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.
    8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » - СПб., 2009