Что можно делать иудеям в субботу. Что можно, а чего нельзя делать в субботу? Почему нельзя работать в шаббат

Что можно делать иудеям в субботу. Что можно, а чего нельзя делать в субботу? Почему нельзя работать в шаббат
Что можно делать иудеям в субботу. Что можно, а чего нельзя делать в субботу? Почему нельзя работать в шаббат

Может ли няня нееврейка нарушать законы варки, готовя еду для ребенка? Например, она добавляет кипяток из бойлера прямо в детскую смесь.

Как правило, детские смеси и каши уже сварены, и, следовательно, речь здесь идет о законе повторной варки. Согласно псаку в Шулхан Арух аРав сухие сваренные продукты можно погружать и растворять даже в нагретой на огне емкости если она снята с огня, - тем более разрешено заливать их кипятком. Этого мнения придерживаются и большинство других пойским. Однако позднее, в Сидуре Алтер Ребе пересмотрел эту позицию и категорически запретил растворять сухие продукты в нагретой на огне емкости или посредством заливания кипятком.

Таким образом, поручать нееврею выполнять это действие, не объяснив, как именно ему это следует делать нельзя, и обязательно необходимо конкретизировать поручение: залить эту кашу именно во втором сосуде.

Также следует сказать, как делать это не нарушая запрета замешивать, т.е. соединять отдельные части в целое. Однако в ситуации, когда каша уже заварена неправильным образом, - ее можно есть, поскольку согласно большинству мнений это разрешено.

Няня все равно продолжает готовить еду ребенку в Шабат запрещенным образом, что делать?

Вы должны сообщить ей, что Вы не хотите, чтобы она так делала. Если подобные увещевания не помогают – Вы обязаны ее уволить.

Каким образом можно намекнуть в Шабат нееврею о необходимости включить свет?

Сначала несколько вводных понятий. Если нееврей сделал для еврея что-то что запрещенное Торой, результатами этого нельзя пользоваться в Шабат всем евреям. Если он нарушил для евреев запрет мудрецов, результатами его действия запрещено пользоваться в течение Шабата только тем людям, для которых он это сделал. А именно, хозяину дома, всем его домочадцам и гостям семьи.

Однако есть огромная разница: зажег ли нееврей для вас свет или потушил его: если нееврей выключил свет - он не создал ничего нового, просто он убрал существовавшую помеху. На языке Талмуда это называется «прогнал льва». В таком случае пользоваться косвенными результатами действия нееврея, приведших к отсутствию помехи - разрешено.

Можно ли как-то намекнуть о выключении света? Ґалаха в общем виде такова: если это нееврей не ваш работник, то просить его или приказывать ему напрямую сделать что-нибудь запрещенное нельзя. И не важно делаете ли Вы это голосом или призываете его к действию жестами. Нельзя, также высказывать приказ или просьбу завуалировано, например сказав: «хорошо бы, чтобы кто-то выключил свет». Но если вы излагаете проблему без всякого призыва к действию («кажется, дождь начинается»; «очень трудно спать со светом» и т.п.), то инициатива действовать в таком случае всецело принадлежит нееврею – «он сообразил сам». Нееврей делает нужное нам по собственной инициативе, хотя однозначно его подвели к пониманию необходимости этого действия.

Если же речь идет о нееврее, который работает на вас за повременную зарплату, то любой намек, даже очень тонкий («жаль, что в прошлую субботу ты не выключил свет в детской»), запрещен. Для нашего наемного работника любой намек считается призывом к действию, и сказать ему о неудобстве никак нельзя. Нельзя об этом говорить ему и заранее, до субботы.

Исключение составляет тот случай, если включенный свет доставляет ребенку, а не родителю, сильный дискомфорт и страдания. Объективные, серьезные нужды ребенка приравниваются к нуждам больного взрослого человека, и ради облегчения этих страданий можно просить нееврея напрямую выключить свет. Изначально все же мы не должны планировать такие ситуации. Нельзя оставить свет включенным с тем, чтобы потом просить выключить его нееврея.

В отличии от всего сказанного, если нееврей зажег, а не потушил, для вас свет, - вне зависимости от ваших слов, действий или другой инициативы, в течение всей субботы запрещено пользоваться этим светом.

Исключение составляет случай, если нееврей в Шабат случайно выключил свет и сразу же включил его. По какой причине, для кого он это сделал? В принципе – для вас, для вашего пользования. Но он исправляет свою ошибку, и этого достаточно, как пишет Мишна Брура, чтобы считать, что он делает это для своей выгоды, поэтому можно разрешить пользоваться этим светом.

В каких случаях можно договориться с неевреем до начала Субботы?

Можно договориться, если это делается для исполнения заповеди (цорех мицва). Например, если мы входим в подъезд или выходим из него для того, чтобы принять участие в трапезе или успеть на молитву. В этом случае можно даже говорить нееврею напрямую: «Открой, пожалуйста, мне дверь», т.е. можно просить нарушить запрет мудрецов. Алтер Ребе считает, что попросить нееврея в Шабат принести пиво на трапезу, это тоже для исполнения заповеди (дать деньги, конечно, здесь нельзя). Но не фрукты, например. К этому же приравнивается купить для больного лекарство.

Няня занималась с детьми при свете, а перед уходом спрашивает, выключить ли его. Что можно на это ответить, если свет не нужен?

Любой ответ типа «нам плохо со светом» или «нам нельзя выключать самим» в отношении няни является намеком. Поэтому надо совсем уйти от ответа или сказать «делайте, как хотите».

Может ли няня нееврейка вынести мусор в Шабат?

Как уже говорилось, если это няня, которой вы платите повременно (по часам, дням или неделям), то она может вынести мусор только по собственной инициативе. Никакой намек, даже путем изложения фактов в этом случае не допустим. Не существенно, где оставлен мусор – на лестничной площадке или внутри квартиры. Если его нельзя выносить Вам – нельзя просить или намекать об этом и ей.

Может ли няня нееврейка заплетать ребенку косы в Шабат?

Безусловно, не может, потому что она делает это ради еврея. Даже если она делает это исключительно по собственной инициативе, еврейский ребенок так или иначе будет пользоваться результатом ее труда. Поэтому, надо объяснить няне, что так делать нельзя.

Говорят, что до Шабата можно сказать нееврею: «В субботу я, возможно, буду намекать на что-то, и вы должны понимать эти намеки».

Это только ухудшает ситуацию. Тогда это не намек, а условный знак. А знаки нельзя давать так же, как и указания к действию.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Раз созрел такой вопрос, наверное, Вы уже знаете, что заповедь о субботе актуальна для народа Божьего. Если Вы еще сомневаетесь, прочтите раздел моей книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения», посвященный субботе

Что касается вопроса - что можно, а чего нельзя, то в Библии Бог не дает четких исчерпывающих запретов и наставлений относительно соблюдения субботнего покоя. Значит, Он не ставил такой цели.

На заповедь о субботе, как и на другие заповеди, нужно смотреть с точки зрения духа, но не буквы. То есть, поразмышлять, какую цель преследовал Господь, когда давал эту заповедь!!!

Например, Господь запрещает в этот день зажигать огонь в жилых помещениях.

Исх.35:3 не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы.

Если смотреть с точки зрения буквы, то получается, что верующие не должны в субботу включать свет, печку - очаг и разогревать пищу... То есть люди должны мучатся из-за неудобств, а возможно даже мерзнуть... (Кстати многие иудеи так и делают). Разве это угодно Богу?

А согласно толкованию “по духу”, то есть по внутреннему смыслу, который хотел вложить в заповедь любящий мудрый Господь, в Исх. 35:3 Моисей дает наставление, чтобы люди не занимались в субботу приготовлением пищи, так как это большая суета и определенные сложности. Из-за них женщины не могут исполнять субботу так, как хотел Бог.

Подтверждение этому есть в той же книге Исход, чуть раньше.

Исх. 16.23 И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня (то есть в пятницу)

Отсюда четко видно, какая мысль заложена в запрете на использование в субботу огня. Нужно было готовить в пятницу вперед на два дня, чтобы не заниматься готовкой, то есть домашними делами, в субботу.

Евреи же, как подробно разобрано в моей книге, сделали из субботы день запретов, превратив День Господень в день уныния и скорби. Они даже не могли делать добро в субботу, думая, что это тоже запрещено Господом!

Но такой формальный подход к заповеди о субботе был неугоден Создателю. Поэтому Иисус постоянно обличал духовных лидеров Израиля и умышленно делал добро в субботу, после этого поясняя правильное ее соблюдение.

Иисус прямо говорил:

Матф.12:12 можно в субботы делать добро .

О каком добре здесь идет речь? Выше, с 9 по начало 12 стиха видно, что Иисус рассуждает о спасении и облегчении страданий.

О том же Христос говорил и другими словами:

Лук. 6:9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?

Иисус постоянно учил людей как правильно соблюдать субботу, не перечисляя конкретных правил, а возвращая верующих к ее сути. Хорошо подумайте над следующими словами Христа:

Мар.2:27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

То есть, не нога для ботинка, а ботинок для ноги... Мы не живем, чтобы есть, а едим, чтобы жить... Иисус этими словами объяснял, что суббота дана Богом для человека, а израильтяне превратили себя в ее рабов!

Бог не формалист и поэтому не ставить четких ограничений по субботе. Он ко всему подходит с позиции пользы для человека и с учетом сострадания ему.

Посмотрите на пример, приведенный Иисусом.

В Мар. 2:23-27 и Матф. 12:1-7 Иисус рассказывает о царе Давиде, который убегая от преследователей, проголодавшись, пришел в храм и ел хлебы предложения, хотя их по закону Божьему могли есть только священники. Получилось, что Давид формально нарушил закон, но Бог с него не взыскал за данный поступок, так как хлебы помогли спасению Давида и священник разрешил их есть из сострадания к нему…

Поэтому данный пример Иисус закончил словами, что Бог хочет милости, а не жертвы. То есть Господь ждет от нас доброго, открытого, искреннего, любящего отношения к Нему и Его закону, а не насилия, издевательства над собой и другими людьми.

Теперь давайте посмотрим, какие наставления “по духу” содержит Писание о субботе:

В Исх. 20 главе с 8 по 11 стихи Бог возвещает Себя Творцом и говорит, что субботу мы должны посвящать Ему, так как Он наш Творец.

Во Втор. 5:12-15 Господь представляет Себя искупителем и выражает желание, чтобы люди отдыхали в этот день и давали отдых другим, включая животных.

А пророк Исаия (Ис. 58:13-14) призывает не заниматься в субботу обычными делами, чтобы данный день был отрадою, святым отделенным днем, и не потворствовать своей плоти, не угождать своим прихотям...

Например, в Неем. 13:19, сказано, чтобы перед субботой ворота в город запирались, дабы не продавать в нем и не покупать. Отсюда некоторые верующие не позволяют себе в субботу совершать никаких покупок. Однако, выше с 15 стиха видно, что Неемия был возмущен тем, что иудеи в субботу работали и занимались торговлей, именно это он желал прекратить, закрывая ворота в Иерусалим. Таким образом, если человек в субботу, например, идет с миссионерским делом и от жары у него пересохло в горле, он может себе купить воду или напиток, чтобы облегчить страдание. Другое дело, будет не правильно, если человек соберется в субботу в магазин за покупками - “затариваться” (хотя это можно сделать в другой день), вместо того, чтобы отделять субботу и посвящать её Богу...

Подводя итог, можно сказать, что согласно духу заповеди, Господь желает, чтоб субботу мы сделали отделенным от других – святым днем. Этот день мы должны посвящать Богу, делам евангелия и милосердия! Но и можно отдохнуть в этот день, если в другие дни этого сделать не получается, чтобы восстановить организм, ведь в переводе шаббат – это покой. Однако, если человек, проваляется целый день на диване, то это не будет соблюдением субботы, так как здесь на лицо потворство плоти или угождение прихоти. В этом случае верующий не исполнил первого – главного ее назначения – не посвятил субботу Богу.

Господь хочет, чтоб субботы сближали верующих с Ним – любящим Отцом - и это для нашего же блага!


Валерий Татаркин

Суббота — это знак союза между Творцом и еврейским народом. Заповедь её соблюдения не возложена на другие народы. Однако во многих случаях, когда нееврей делает работу для еврея в субботу, еврей может нарушить следующие запреты:

  1. запрет просить нееврея совершить работу;
  2. запрет пользоваться результатом такой работы

В некоторых случаях следует остановить нееврея, чтобы он не сделал работу для еврея в субботу.

Ниже приводятся основные разрешения и запреты.

  1. Еврею запрещено даже в будний день просить нееврея сделать для него работу в субботу. Если нееврей работает в доме еврея за почасовую плату, ему нельзя в субботу делать для еврея ничего, даже если еврей его не просит что-то сделать.
  1. Разрешено в будний день попросить нееврея выполнить работу, даже если он будет делать её в субботу, в следующих случаях:
    1. Если есть договорённость об оплате всей работы целиком, независимо от времени её выполнения.
    1. Если работу можно закончить до субботы.
    1. Ашкеназам можно передать работу нееврею во все будние дни, кроме пятницы, даже если нееврей не завершит работу до субботы. Сефардам это не разрешено.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

i. Нельзя просить нееврея сделать работу в субботу, а также нельзя говорить: «Мне нужно, чтобы это было сделано до исхода субботы» (если понятно, что нет времени закончить работу до субботы).

ii. Нельзя, чтобы нееврей делал работу в доме еврея, и его даже следует остановить, чтобы не делал эту работу.

iii. Работу можно делать только в таком месте, где этого не увидят — чтобы не знали, что это делается для еврея.

Ниже приводятся случаи, когда запрещено/разрешено пользоваться результатами работы, совершённой в шабат.

  1. Общее правило: результатами работы нееврея, которую он сделал для еврея, даже без его просьбы, запрещено пользоваться всем до исхода субботы. После исхода субботы также разрешено пользоваться не сразу, а когда пройдёт время, необходимое для совершения этой работы. Например, если нееврей сорвал для еврея плоды с дерева и для совершения этой работы требуется полчаса, то плоды можно есть через полчаса после исхода субботы.
  1. Даже если нееврей сделал работу для себя, но существует опасение, что он сделал больше, чем нужно ему самому, чтобы «хватило» и еврею, результатами работы запрещено пользоваться до исхода субботы, но добавлять к этому время на совершение работы не нужно. Но если точно известно, что нееврей сделал лишнюю работу для еврея, то результатами этой работы нельзя пользоваться до исхода субботы плюс время, затраченное на совершение работы. Например, если нееврей вскипятил воду для себя, еврею нельзя пользоваться этой водой из опасения: нееврей вскипятил больше, чем надо ему самому, чтобы хватило еврею.
  1. Если нет опасения, что нееврей, делая работу для себя, делает больше, чем ему надо, чтобы хватило и еврею, результатами его работы можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг для себя свечу в шабат, её светом можно пользоваться, поскольку она одинаково светит и одному, и многим.
  1. Если техническая возможность сделать «лишнюю» работу для еврея существует, как в случае с нагреванием воды, но нееврей не знаком с евреем, пользующимся результатами этой работы, то опасения, что нееврей сделал работу для еврея (вскипятил больше воды), не существует. Поэтому результатами работы (кипятком) можно пользоваться.
  1. Если нееврей сделал работу для еврея, но была возможность обойтись, пусть даже с трудом, без результатов этой работы, ими можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг свечу для еврея в помещении, где было слабое освещение, можно пользоваться «добавочным» светом, пока первый источник света продолжает действовать. Если Вы внимательно читали, то поняли: если нееврей зажёг свечу для еврея там, где было совершенно темно, её светом пользоваться запрещено. Ещё пример: если подниматься/спускаться по лестнице можно без освещения вообще, то можно подниматься/спускаться, если нееврей зажёг свет на лестничной клетке.
  1. В некоторых ситуациях результат работы не расценивается как прямой, непосредственный её результат. Например, если нееврей потушил свет, чтобы еврей мог заснуть, в этом помещении можно спать, потому что нееврей устранил то, что мешало еврею — это не расценивается как прямой результат совершённой работы. Эти случаи — особые, поэтому рекомендуется в похожих ситуациях спрашивать раввина.
  1. Если нееврей делает работу в доме еврея, пользуясь инструментами еврея, его нужно остановить. И даже если он совершает работу, пользуясь своими инструментами, но при этом выполняет то, о чём еврей попросил его в будний день, его также следует остановить — даже если договорились об оплате всей работы. Например, заказали ему сшить одежду и договорились об оплате. Всё равно его останавливают, чтобы люди не сказали: он работает в субботу по просьбе еврея.
  1. Нужно ли останавливать нееврея, когда он совершает для еврея работу, результатом которой можно пользоваться? Мнения галахистов разделились. Например, как следует поступать в ситуации, когда в помещении было слабое освещение и нееврей зажёг дополнительную свечу?

Согласно одному мнению, можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой можно пользоваться в субботу, например, добавил свечу или выключил свет, который мешает спать. Намекать на то, что нееврей «обязан» это делать, нельзя. Например, нельзя говорить: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». Из этого можно понять, что от него требуют выключать свет. Намекать на «обязанность» нельзя также движением руки или головы. Разрешено намекнуть, например, так: «Тяжело заснуть, когда горит свет!» или «Тяжело читать при слабом освещении!».

Сегодня есть авторитетные раввины, которые полагают, что нееврея и в этом случае следует остановить. В соответствии с этим мнением будет запрещено даже намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой разрешено пользоваться в субботу.

В субботу можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу после субботы, даже в «обязующей» форме. И в будний день можно намекнуть в «обязующей» форме, чтобы сделал работу в субботу: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». В данном случае это разрешено.

Некоторые раввины полагают, что само приглашение нееврея в дом, чтобы он там что-то сделал, является намёком в «обязующей» форме. «Правильный» намёк звучит, например, так: «Я не могу спать в комнате». Согласно этому мнению, намёки, приведённые выше, разрешены, когда нееврей уже находится в доме.

Случаи, в которых можно попросить нееврея в субботу сделать что-то для еврея:

1. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, для нужд человека, который болен не тяжело, для предотвращения большого материального ущерба или для того, чтобы выполнить заповедь.

Человек, который болен не тяжело — у которого болит или поранена часть тела, но никакой опасности для этой части тела не существует. Несмотря на боль, он продолжает обычные занятия, т.е. не ослабел в целом и не слёг в постель. Например, у него лёгкий ушиб, царапины от падения, тяжёлый насморк, не приводящий к ослаблению всего тела. В этом случае можно попросить нееврея закапать капли или наложить повязку на рану.

Если человек болен более серьёзно, но заболевание не представляет опасности для жизни, можно попросить нееврея сделать даже вещи, которые запрещены евреям Торой. Таковы случаи, когда человек слёг в постель из-за болезни; когда испытывает сильные боли, которые ослабляют всё тело, даже если не слёг в постель, например, мигрень; когда у него не очень высокая температура, при которой обычно остаются дома; когда он может слечь, если не примет лекарства, например, при астме, воспалении суставов; когда абсолютно ясно, что развитие заболевания не представляет опасности для жизни, но может привести к потере органа. Можно попросить нееврея сделать вещи, запрещённые евреям Торой, для нужд больных с неострыми видами воспалений глаз; для нужд роженицы в период от недели до месяца после родов; для нужд ребёнка и т.д.

Пример ситуации, когда можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, ради выполнения заповеди. Можно попросить перенести в субботу еду для субботней трапезы из одного дома в другой через улицу, которая не достигает в ширину 8 метров — поскольку это делается ради выполнения заповеди субботней трапезы, а переносить вещи в таком месте запрещено мудрецами, а не Торой.

2. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами (а не Торой) в том случае, если у еврея есть какая-то, пусть даже ограниченная, возможность сделать это самому. Например, можно попросить нееврея забрать инструмент, который обычно используют при работе, запрещённой в субботу (например, молоток), с места, где его могут украсть, потому что еврей сам может в определённых ситуациях переносить его — например, чтобы колоть орехи или использовать место, где он лежал.

3. Можно попросить нееврея сделать действие, в результате которого будет совершена запрещённая работа — потому что во время этого действия не было намерения совершить работу. Это разрешено даже в том случае, когда в результате такого действия работа обязательно будет совершена. Например, можно попросить нееврея положить еду в холодильник, хотя при открывании холодильника обязательно зажжётся лампочка. Лампочка неизбежно загорится, но еврей, прося положить продукты в холодильник, не намеревался добиться этого результата. Ещё пример. Можно попросить нееврея подмести пол, даже земляной, хотя в результате будут сглажены неровности земляного пола. Действие — подметание, результат — «разравнивание» пола. Еврей был заинтересован не в этом результате, а в том, чтобы пол был чистый.

Всё приведённое выше — только краткое общее описание основных законов. Но и этого достаточно, чтобы понять, как серьёзно нужно обдумывать каждый поступок и каждое слово. И, что особенно важно в вопросах, касающихся этой темы, — всегда лучше посоветоваться с раввином.

К абалат Шабат (буквально «прием субботы») означает встречу Субботы в пятницу вечером. Это делает вечер пятницы особенным для евреев – в особенности для еврейских семей. Совместная семейная трапеза в пятницу — это обязанность каждого, не терпящая никаких оправданий. Даже для многих светских евреев, которые долгое время не соблюдали никаких Божьих постановлений – собираться дома в Шаббат является событием величайшей важности. Это стало неотъемлемой частью еврейской культуры. Данная статья является обзором традиций и причин важности Шаббата, а также того влияния, которое он оказывает на все еврейское сообщество.

Во-первых – почему Шаббат начинается в пятницу вечером? Сама идея Шаббата впервые появляется в истории сотворения, при описании движения времени суток: «и был вечер, и было утро: день шестой». И дальше все дни описаны таким же образом, начиная с вечера. Так что, с появлением первых трех звезд на небосводе начинается Шаббат.

Традиции Шаббата

Не все семьи следуют всем этим традициям, но зажигание двух свечей и вкушение хлеба и вина является наиболее распространенной частью семейной трапезы.

1) Хозяйка дома зажигает две свечи и произносит благословение на Шаббат – таким образом представляя два упоминания десяти заповедей в Торе, которые включают в себя два постановления о Шаббате – помнить его и соблюдать.

2) Отец возлагает руки на головы каждого из своих детей и благословляет их – самая трогательная часть традиционного еврейского Шаббата, которая помогает родителям выразить и подтвердить любовь к своим детям в это особенное семейное время.

3) Семья сидит вместе за столом и глава семьи произносит «кидуш» над чашей вина. Это благословение и освящение Шаббата: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» . Чаша «кидуш» является напоминанием о двух различных причинах хранить Шаббат, одна – чтоб следовать Божественной модели сотворения мира за семь дней, и другая — помнить, что они были избавлены от рабства. «Кидуш» отмечает сотворение, а также чудесный исход из Египта.

4) Две булки хлеба — «халы» — традиционно преломляются с благословением: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, произрастивший хлеб от земли» . Хлеб разламывается, обмакивается в соль и передается каждому члену семьи. Две булки подаются в память о двойной порции манны, которая давалась израильтянам каждую пятницу, чтоб они не собирали манну в Шаббат. Соль всегда на столе в память об отсутствии Храма, — и стол подобен алтарю в Храме, ведь на алтаре всегда была соль на жертвах.

5) Иногда поются песни или благословения, в зависимости от того, насколько традиционна семья — либо о самом Шаббате, либо по псалмам или 31 главе книги Притчей (о благочестивой жене), как похвала жене.

6) В конце трапезы часто произносится благодарение за пищу, вместе со специальным благословением для каждого вида пищи, в центре которых всегда два компонента – хлеб и вино.

Ничего не напоминает?

Как вы уже могли заметить, многие аспекты еврейского Шаббата полны мессианского значения! В частности, когда мы читаем в Послании Евреям, что Иешуа Сам является нашим покоем, и «вхождение в покой» — это путь переживания новой свободы спасения, которую мы имеем в Нем. Когда мы размышляем о том, что история Исхода повествует о выходе евреев из рабства, через избавление благодаря крови и пресному хлебу, в завет с Богом, и потом в обетованную землю, — как удивительно отмечать в традициях Шаббата параллели с грядущим спасением Мессии! Чаша «кидуш», символизирующая кровь избавления, и преломленный хлеб спасения и обеспечения, принимаемые нами до «вхождения в покой» Шаббата. Разве это не прекрасно?

«Более чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев»

Я люблю традиции, которые помогают почтить каждого члена семьи, а особенно тех, которые иногда не получают столько же уважения, как другие. Традиции Шаббата помогли еврейским семьям выстоять в самые тяжелые времена, во времена испытаний и преследований, на протяжении двух тысяч лет изгнания.

В то время как многие другие народы, будучи угнетаемы, жестоко мучимы и рассеяны, распались и были уничтожены этими страданиями, еврейский народ, каким-то образом, придерживаясь их Богом установленной культуры, сохранился. На самом деле, хорошо было сказано: «Больше чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев.”

Возлюбив Дарителя больше, чем дар

Но, к большому сожалению, со временем, восхваление Шаббата достигло богоподобного статуса. В средние века, когда христианское преследование еврейского народа было особенно жестоким, песня с названием «Леха Доди» (приди, мой возлюбленный) была написана о Шаббате будто в ожидании прихода «Царицы Субботы», и слова из Песни Песней Соломона произносились в отношении самого Шаббата. Песнь Песней рассматривается как аналогия любви Бога и Его народа, а не народа Божьего и Шаббата. Шаббат – это святой и драгоценный дар, но он не может заменить Самого Бога, и все почтение следует воздавать Творцу, а не Его дарам.

Конечно, всем людям свойственна тенденция любить (более видимые) дары вместо Того, кто дал их, но это идолопоклонство. Задумайтесь на минутку о своей жизни, и вспомните те моменты, когда вы поступаете так же. Каждый из нас участвует в этой битве по сохранению Бога в центре нашей любви и хвалы, но когда Бог не на первом месте, все идет не так. Мы упускаем самое лучшее.

Подписывайтесь:

Бог, по милости Своей, сохранил еврейский народ сильным, единым и культурно слитным на протяжении столетий не иначе как чудесным способом. Следование Его мудро данным законам и заповедям, таким, как соблюдение Шаббата, во многих отношениях сделало возможным их сохранение. Но давайте молиться, чтобы народ Израиля вновь был наполнен жаждой по Тому, Кто дал заповеди, и не удовлетворялся самими заповедями. Давайте молиться за пробуждение Его народа – за жизнь из мертвых! Молитесь вместе с нами в этот Шаббат за еврейский народ по всему миру, за откровение и спасение, и чтобы они по-настоящему «вошли в Его покой». Аминь.

Исход 20 и Второзаконие 5
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/261818/jewish/A-Brief-History-of-Shabbat.htm

Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха , которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику - передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой . И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой . Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

Варка и выпечка, замешивание теста;

Молотьба, помол, просеивание;

Стирка (вручную или машиной);

Вязание, вышивание;

Шитье, склеивание;

Строительство, починка;

Рисование, черчение, писание, стирание написанного;

Стрижка, бритье, маникюр;

Зажигание и тушение огня любыми способами;

Раскрой ткани;

Ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

Уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

Перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы - тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» - так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут , когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

Купля и продажа;

Езда на животных;

Плаванье на лодке;

Игра на музыкальных инструментах;

Включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой ) (Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

Манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ , то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

Свадебные церемонии;

Прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, -этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

Перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

Приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) - самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное - особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте