Септик из покрышек своими руками – обустраиваем простую канализацию на даче. Как сделать септик своими руками из покрышек Фильтрационный колодец из покрышек

Септик из покрышек своими руками – обустраиваем простую канализацию на даче. Как сделать септик своими руками из покрышек Фильтрационный колодец из покрышек
Септик из покрышек своими руками – обустраиваем простую канализацию на даче. Как сделать септик своими руками из покрышек Фильтрационный колодец из покрышек

При условии редкой сезонной посещаемости дачи (например, только для грядок или сбора урожая), нет необходимости в установке дорогих станций очистки или . Канализационная система, работающая без максимальной нагрузки, вполне обойдётся простейшей ямой, стенки которой собраны из старых автомобильных покрышек.

В такую яму можно сбрасывать, как воду из душа и раковин, так и содержимое домашних туалетов. А строительные работы не требуют от хозяев никаких особых навыков. Себестоимость канализации будет чрезвычайно низкая. Ведь основной строительный материал достаётся зачастую бесплатно от знакомых или соседей, заменивших старые покрышки своего автомобиля новыми.

На первый взгляд, у такой канализационной ямы множество достоинств:

  • она может обойтись хозяевам бесплатно;
  • на строительство уходит максимум один день;
  • могут использоваться покрышки любых размеров;
  • строить можно в одиночку.

Однако имеются у такого сооружения и серьёзные недочёты такие, как:

  • малый срок эксплуатации (в среднем до 10 лет);
  • плохая герметичность секций (фактически её отсутствие);
  • присутствие неприятного запаха;
  • низкая производительность;
  • нецелесообразность ремонта или демонтажа.

Кроме того, сооружение такого типа абсолютно не подходит для участков с .

Попадание канализационных отходов в поверхностные и грунтовые воды чревато распространением опасных для человеческого здоровья инфекций.

Принцип работы

Яма является фактически отстойником с возможностью фильтрации содержимого в окружающий грунт. Сквозь просветы стенок жидкость постепенно уходит в почву, а крупная органика оседает на дно. Гниение – обязательный атрибут ямы.

В то же время нельзя ставить знак равенства между классической и септиком, сооружённым из покрышек! У последнего наблюдается гораздо более редкое откачивание с привлечением ассенизационной техники.

При желании из покрышек можно соорудить простейшую очистную систему. Для этого две ямы (колодца) соединяют между собой переливными трубами. Первичный отстойник забирает на себя большую часть крупных органических примесей. Во второй камере находится только частично осветлённая вода, которая быстрее впитывается в грунт.

В этом случае процессы разложения ускорятся и частично уменьшится присутствие канализационного запаха.

Как это устроено?

Яму под покрышки копают только на участках с глубоким залеганием грунтовых вод! Минимальное расстояние от дна сооружения до верхнего водного пласта составляет 100 сантиметров.

Следует учитывать также возможную опасность загрязнения питьевой воды. Поэтому яму размещают с учётом особенностей грунта и расстояния до или . Для песчаников это 30 метров, а для глинистых почв – 20 метров. От жилых строений конструкцию отделяет не меньше 5-6 метров.

Желательно расположить сооружение на естественном уклоне участка, то есть, ниже уровня водозабора. Трубы и сама канализационная ёмкость обязательно размещаются ниже точки промерзания почвы в конкретном регионе! Некоторые находчивые хозяева заключают и трубы и ёмкость септика в специальный короб из древесины. Такая инженерная особенность предотвращает деформацию при возможном замерзании грунта.

Какие материалы подойдут?

Как было сказано выше, в ход можно пустить любые покрышки. Естественно, это будут уже бывшие в употреблении, порядком изношенные изделия. Но износ никак не повлияет на сохранность покрышек в грунте – резина не гниёт и не вступает в реакцию с агрессивными средами.

Чтобы увеличить объёмы сооружения, желательно выбрать покрышки от крупного автотранспорта (если есть возможность) – грузовых машин, тракторов, автобусов. Покрышки для отечественных легковых машин имеют металлический каркас, обеспечивающий дополнительную жёсткость.

Как построить?

Для работ потребуются такие инструменты и материалы:

совковая и штыковая лопата;

  • нож для резки резины;
  • электрический лобзик;
  • канализационные ;
  • проволока для крепления деталей конструкции;
  • крышка (люк) подходящего диаметра;
  • песок для обсыпки, но можно использовать обычный грунт;
  • покрышки в количестве 5-7 штук (столько потребуется для обслуживания двух-трёх человек).

Поэтапный монтаж выглядит следующим образом:

  1. Производится разметка под обе секции септической системы. Для этого покрышку размещают на земле и отмечают периметр.
  2. Выкапывается общая яма с небольшим запасом для обеспечения свободного хода при опускании покрышек. Дно котлована можно засыпать песком, глиной (обеспечивается дополнительная герметичность) или залить бетоном (такое основание препятствует деформации при пучении грунта).
  3. Подготавливаются детали конструкции – у каждой покрышки лобзиком снимается верхняя часть, что обеспечивает максимально ровную поверхность стен (нечистотам будет не на чем задерживаться).
  4. Шины поочерёдно опускаются в яму и связываются проволокой. Дополнительной герметичности можно добиться, смазав стыки клеем для резины.
  5. Между колодцами устанавливается переливная труба (примерно в двух третях от дна конструкции).
  6. Канализация подключается к первому колодцу. Для этого в покрышке вырезается отверстие. Для подключения используется резиновая муфта и герметик.
  7. Котлован засыпается грунтом или песком. Засыпка тщательно утрамбовывается по периметру сооружения.
  8. Сверху устанавливается крышка. Это может быть люк из полимера, железная или деревянная крышка.
  9. Вокруг обустраивается подъездная площадка на случай вызова ассенизаторов. На этом строительные работы считаются завершёнными.

А чтобы избавиться от неприятного запаха, необходимо установить трубу. Чем ближе канализационный сток к жилым строениям, тем выше должна быть труба. Также многое зависит от господствующих ветров в конкретной местности. Сооружение лучше располагать так, чтобы ветер уносил запах в сторону от дома.

Ошибки, допущенные при монтаже, бывают такими:

  • не соблюдается уклон основного трубопровода – отходы медленно стекают, труба засоряется;
  • не соблюдается уровень между входящей и выходящей трубой – переливная труба должна быть
  • ниже входящей канализационной, между колодцами она также располагается под уклоном в 20 сантиметров;
  • сооружение находится выше точки промерзания грунта – зимой страдают трубы;
  • сооружение погружено в грунтовые воды – рабочие ёмкости заиливаются, нередко всплывают, инфекция попадает в почву.

Стоимость сооружения

Если хозяевам не удалось получить покрышки бесплатно, можно приобрести бывший в употреблении комплект из двух штук этих изделий по цене от 1 200 рублей. Есть и более дешёвые варианты выбора.

Строительные работы выполняются самостоятельно либо с привлечением землекопа и сантехника. Диапазон расценок на земляные работы колеблется в пределах 240-600 рублей за один кубический метр объёма. Услуги сантехника обойдутся в сумму от 500 рублей (актуально для Московской области).

Как эксплуатировать?

Использование такой канализации подчиняется всем основным правилам, применяющимся к любым канализационным системам.

Грамотно смонтированная канализация подразумевает:

Неприятно смотреть на горы изношенных автомобильных покрышек.

Они разбросаны в кустах, вдоль дорог, по берегам рек, вокруг шиномонтажных мастерских и автосервисов.

Резина засоряет наши города , населенные пункты, принося ущерб экологии.

В то же время многие хозяева частных владений ломают голову, как устроить отводной септик на участке для сточных вод и сделать сливную яму.

Инструкции по их изготовлению из отработанных шин изложены в нашей статье.

Благоустроенное жилище отличается от других своими благами цивилизации.

Это ресурсы, самые необходимые для удобного проживания семьи: свет, газ, водопровод, канализация.

Если первые три пункта владельцы дач, коттеджей, домов так или иначе решают, то проведение канализации обходится слишком дорого и зависит от наличия магистральной трубы поблизости объекта проживания.

Для слива отработанной воды предприимчивые и рукастые народные умельцы делают на своих участках септики и выгребные ямы.

Отличие от выгребной ямы

Сливная яма и септик — не одно и то же . Это совсем разные объекты и их целевое назначение различается.

Выгребная яма герметичная и служит только для заполнения сточной жидкостью . Когда она полная, эксплуатация сооружения прекращается. Владелец вызывает специальную ассенизаторскую машину, которая откачивает все содержимое ямы.

Совсем другое дело — септик. Данное сооружение выполняется негерметичным.

Отработанные воды, попадающие в резервуар с неплотными стенками, частично просачиваются через них, большой объем воды впитывается в дно объекта.

При незначительном наполнении емкости владельцам даже не нужно думать об откачке содержимого.

Более интенсивное пользование водой, частые стирки, наполнение бассейна и посещение сауны в доме все же приводит к переполнению септика. Воду в нем приходится откачивать, вызывая ассенизаторскую машину . Однако этот процесс осуществляется гораздо реже , чем при наличии выгребной ямы.

Конструкции септиков бывают самые разные. Стенки выкладываются из кирпича, шлакоблоков, бутового камня, гранита с отверстиями для интенсивного впитывания воды.

Дно застилают щебнем, битым кирпичом, керамзитом, оставляют простой не трамбованный грунт . Прекрасным материалом для строительства септика на дачном участке, дворе коттеджа, собственного дома являются лысые автомобильные покрышки.

Принцип действия септика

Создание собственной автономной канализационной системы – полезный и интересный процесс. Тем более, если хозяин частных владений планирует осуществить свой замысел, используя дешевый строительный материал – изношенные автомобильные покрышки.

Имея собственный автомобиль, их можно собрать за один день вокруг шиномонтажных мастерских либо за гаражными кооперативами.

Подобная сеть для слива отработанной воды с дома изготавливается с минимумом использования строительных материалов, инструментов, оборудования.

Можно не планировать особых финансовых затрат. Только необходимо учитывать, что такое сооружение не рассчитано для больших объемов циркуляции жидкости. Сливая воду в септик из автомобильной резины, необходимо постоянно контролировать ее уровень.

Домашний септик из покрышек является канализационной системой, осуществляющей биологическую очистку сточных вод.

В земле расположена емкость, созданная из внутренних полостей автомобильных шин. От дома прокладывается канализационная труба, монтаж которой осуществляется под наклоном. Уклон трубы должен позволять сточной жидкости самостоятельно стекать в емкость .

Нечистоты в виде крупных загрязненных частиц оседают на дно .

Начинается деятельность бактерий, которые очищают сточные воды.

Частично очищенная жидкость просачивается через пористое дно и щели между покрышками в земляные стены септика.

Для более интенсивной очистки используются химические средства . Они разлагают иловые отложения, максимально разжижая их.

Процесс создания своими руками

Любое строительство требует разрешения местных властей. Это касается случаев, если глубина закладки коммуникаций превышает 5 метров.

При отсутствии на участке кабелей и других объектов в городской либо поселковой управе оформляется разрешение.

Теперь можно приступать к обустройству септика на своем участке.

Последовательность действий:

  1. Выбрать место для изготовления септика.
  2. От внешней стены дома вырыть траншею к месту септика. Ее дно должно располагаться ниже уровня промерзания грунта в данном регионе, на 20-30 см.
  3. Выбрать вариант конструкции септика.
  4. Вырыть котлован . Яма должна быть больше диаметра покрышек на 20-30 см.
  5. Дно котлована засыпать дренажом . Сначала укладывается слой песка толщиной 40 см, на него насыпается гранитный щебень средней фракции толщиной 40 см.
  6. Друг на друга уложить изношенные автомобильные шины в количестве до 10 штук.
  7. Между верхней покрышкой и следующей за ней вырезать отверстие для плотного вхождения сливной трубы.
  8. Пространство между покрышками и стенками ямы заполнить обсыпкой – лучше всего керамзитом.
  9. Сверху установить пластиковый канализационный люк с крышкой, обсыпать мелким грунтом и накрыть дерном с зеленой травой.

Как выбрать место?

Резервуар для сточных вод не должен располагаться рядом с источником водоснабжения: колодцем, скважиной, глубинным насосом.

Инфекция с него будет просачиваться в грунтовые воды и заражать питьевой источник болезнетворными бактериями .

Также нельзя его обустраивать в непосредственной близости от фундамента дома, бани, сарая.

Грунт осядет, фундамент опустится и приведет к разрушению строения.

Слишком далеко от дома располагать яму также не стоит. Это приведет к значительному удорожанию всей системы. На всей протяженности канализационной трубы необходимо будет устанавливать как минимум два смотровых колодца с люками . Прокладка слишком длинного трубопровода от дома к септику чревата засорами.

Оптимальной длиной сливной трубы следует считать 5-10 метров. Уклон при этом должен составлять 0,5 метра на 10 метров протяженности трубопровода.

Такое положение позволит без проблем самотеком стекать любой жидкости от стояка домовой системы в яму септика во дворе.

Диаметр трубы, лучше из пластика, должен быть не менее 50 см.

Подключая сливную трубу к домовой канализации, не следует прокладывать ее под фундаментом . Лучше всего с помощью лома, перфоратора, отбойного молотка пробить в верхней части фундамента специальную нишу, в которую вставить трубопровод, заделав щели цементным раствором.

Существуют три варианта конструкции септика:

  • с наличием системы фильтрации;
  • с отстойником и поглотительным колодцем;
  • с фильтрующей системой и трубопроводом для дренажа.

Выбираем бюджетный вариант – с фильтрующей системой.

Преимущества и недостатки

Выгоды от устройства на участке септика из старых покрышек:

  • доступность строительного материала – старой автомобильной резины;
  • простота монтажа;
  • экономия денежных средств: одно ж/б кольцо стоит 4500 рублей, а их необходимо минимум три штуки;
  • возможность расположения в любом месте двора.

Недостаток : вследствие немонолитности корпуса, незначительной массы, слабой герметизации между шинами, срок службы ямы из резины короче пластиковых и бетонных септиков. Движения грунтов часто сдвигают уложенные друг на друга покрышки.

Как сделать сливную яму из колес?

Выгребная яма представляет собой герметичный резервуар, жидкие стоки из которого необходимо регулярно откачивать .

Сооружение из отработанных покрышек отличается от септика тем, что по ходу строительства в нем необходимо сделать герметичные стенки и устроить капитальное дно.

Прежде всего, необходимо обеспечить полную изоляцию сливной жидкости в яме от окружающего грунта.

Попадая в почву вокруг ямы, болезнетворные бактерии могут просочиться в водозаборные конструкции:

  • колодцы,
  • колонки,
  • скважины.

Заразив питьевую воду, вирусы могут вызвать тяжелые болезни и даже эпидемии .

Поэтому так важно защитить жильцов от воздействия бактерий, находящихся в продуктах жизнедеятельности людей и животных.

Ведь выгребная яма служит для слива жидких отходов, в том числе из раковин и унитазов.

Выгребная яма с качественной гидроизоляцией позволяет :

  • служить хранилищем для жидких стоков до тех пор, пока не понадобиться откачка;
  • надежно защищать почву и грунтовую воду от попадания опасных болезнетворных микроорганизмов, находящихся в грязной отработанной воде;
  • исключить распространение неприятного запаха;
  • сохранить привлекательный ландшафтный дизайн приусадебного участка.

Пошаговый процесс создания сливной ямы:

  1. Для обустройства выгребной ямы необходимо проложить наклонную канализационную трубу , аналогично конструкции септика, в траншее к месту выгребной ямы.
  2. Выкопать котлован , который будет на 20-30 см шире диаметра используемых покрышек.
  3. Дно котлована засыпать слоем песка толщиной 20 см, сверху засыпать гранитный щебень мелкой фракции.
  4. Установить щитовую или деревянную опалубку и залить жидким бетоном . Толщина слоя бетона – 20 см.
  5. Когда бетон застынет, уложить на дно друг на друга использованные покрышки в количестве 10 штук . Колеса следует укладывать по одному. Перед укладкой нижней покрышки нанести на плоскость соприкосновения с бетоном слой или модифицированного битума толщиной 3 см.
  6. Такие же слои следует наносить на каждый промежуток между шинами до верха. Это позволит создать качественный герметичный резервуар . После высыхания грунтовки битум разогреть и широкой кистью нанести его на наружные стенки покрышек. Сверху наклеить стеклохолст , который снова покрыть жидким битумом. Такое покрытие создать поверх бетонного пола.
  7. После укладки и обработки всех колес пространство между шинами и грунтовыми стенками котлована заполнить глиной . Можно глину развести с водой и залить в свободное пространство. Получится глиняный замок.
  8. Перекрыть выгребную яму балками и плитами , оставив отверстия для вытяжки.
  9. Установить пластиковый канализационный люк с крышкой .
  10. Замаскировать место нахождения ямы дерном с зеленой травой.

Полезное видео

О том, как сделать выгребную яму для туалета на даче, смотрите в данном видео:

Заключение

Обустройство септика и выгребной ямы на собственном участке не является чересчур сложным и затратным процессом. Резина в огромном количестве лежит прямо под ногами.

Собрать 10 колес не представляет проблемы. Песок, керамзит, щебень в объеме несколько ведер также много не стоят. Немного потратиться придется разве что на бетон.

Приложив немного усилий, каждый владелец дачи либо частной усадьбы может запросто оборудовать для своей семьи отличный септик и выгребную яму для туалета из отработанных автомобильных колес, и тогда жилище станет полностью благоустроенным .

Если покрышки остались, есть масса способов применить их на даче:

  • построить ;
  • возвести для бани или сарая;
  • создать ;
  • украсить двор ;
  • смастерить красивую для участка.

Вконтакте

Часто владельцы дачных участков для создания собственной канализации прибегают к копке стандартной выгребной ямы. Однако такой подход к организации бытовых стоков грозит экологической катастрофой как минимум для собственного участка и всех его жильцов. Поэтому на смену пресловутой яме пришёл септик из покрышек.

Такое сооружение представляет собой двух- или трехкамерный резервуар, предназначенный для сбора, отстаивания и очистки стоков при помощи специальных бактерий. В результате вся жидкость, прошедшая очистку в подобном сооружении, согласно нормам СНиП, считается очищенной на 97-98%. Стенки такого очистного сооружения делают исключительно из старых автомобильных покрышек, как показано на видео ниже.

Важно: предлагаем не путать стандартную яму под бытовые стоки, выложенную автомобильными камерами. В этом случае грязная вода попросту дренирует из камеры-накопителя в грунт, что не гарантирует качественной очистки стоков и септиком не является. Либо же подобный септик из шин можно делать исключительно для серых сточных вод (от душевой, ванны, раковины), но никак не от туалета.

Качественный и надёжный септик из покрышек при его устройстве требует соблюдения определенных принципов. Это будет гарантировать не только эффективную работу очистного сооружения из колес, но и предотвратит экологические неприятности, которые могут возникнуть в результате игнорирования этих требований. Подробнее на видео ниже.

Итак, септик из покрышек можно делать при таких условиях:

  • Если уровень грунтовых вод на участке расположился ниже отметки 2 метра. В этом случае пластичным колесам от автомобиля не грозят сдвиги, подмывания и деформация в результате пучения почвы.
  • Желательно чтобы на участке, где предполагается сделать септик из покрышки, был супесчаный грунт. Это позволит обеспечить лучший и скорый дренаж очищенной воды.
  • Важно выкапывать яму под септик покрышки ниже уровня промерзания грунта. Даже если это будет небольшой резервуар для дренажа серых бытовых вод.
  • Стоит помнить, что септик из покрышек должен быть и правильно расположен относительно всех построек на участке и водозаборных источников. Так, от дома нужно делать септик из покрышки на расстоянии не меньше 5 метров. А от колодца или скважины - на расстоянии от 20 и более метров. При этом желательно сделать своими руками септик покрышки в самой нижней точке вашего участка. Таким образом, снижается риск загрязнения грунтовых вод до минимума.

Преимущество очистной системы из автомобильных колес


Если вы решили своими руками сделать септик из покрышки для авто, то в некоторых случаях подобная конструкция отличается преимуществами, равно как и недостатками. Основными плюсами очистного сооружения являются:

  • Минимальный уровень затрат на обустройство системы канализации своими руками;
  • Упрощение работ, что позволяет смонтировать камеры в одиночку;
  • Средний срок службы, сводящийся к 10-15 годам, что, в принципе, устроит дачников и владельцев некапитального дома/дачи.

К недостаткам очистного сооружения из покрышек можно отнести:

  • Восприимчивость резины к агрессивной среде. Со временем шины колес будут просто «съедены» сточными водами;
  • Возможная разгерметизация резервуаров ввиду пучения и подвижности грунта (при условии допущения ошибок при монтаже септика покрышки);
  • Исключение возможности ремонта септика своими руками ввиду его бесполезности. Если такая система очистки стоков будет повреждена, придётся просто делать новый септик в другом месте, поскольку даже демонтаж этого не будет иметь смысла;
  • Появление неприятного запаха от септика из покрышки. Но здесь ситуацию можно исправить при помощи фановой трубы.

Важно: фановую трубу стоит располагать своими руками выше уровня зданий, чтобы запах уносился с потоками ветра, минуя постройки, как показано на видео.

Строительство септика из автомобильных покрышек


Для выполнения работ своими руками по обустройству канализации частного дома или дачи необходимо запастись автомобильными покрышками. Желательно, чтобы они были достаточно крупными (от грузовых авто). Это позволит создать очистную систему нужного объема. Для получения септика из покрышки необходимого размера правильно использовать 5-7 шин большого диаметра и по 5-7 шин меньшего диаметра для каждой из двух следующих камер.

Итак, работы будем выполнять следующим образом:

  • В первую очередь стоит нанести разметку на грунте. Для этого достаточно выложить три шины рядом и наметить углы будущего котлована. Яму копают своими руками на глубину, соответствующую высоте количества покрышек и плюс к глубине добавляют 30-50 см, а к ширине – по 30 см с каждой стороны.
  • После того как яма будет готова, желательно тщательно выровнять дно и по всему его периметру засыпать его песком толщиной около 30 см. После этого песок хорошо трамбуют.
  • Шины монтируют друг на друга, соединяя их между собой проволокой через перфорированные отверстия. Впоследствии все отверстия и стыки между покрышками нужно будет промазать жидким герметиком. Это обеспечит надёжную герметизацию очистного сооружения.

Важно: перед укладкой автомобильных шин для септика покрышки нужно обрезать с внутренней стороны. Убираются их загнутые вовнутрь края, которые могут скапливать остатки фекалий и прочего мусора в своих закоулках.

  • На этапе монтажа камер септика для дачного дома стоит сформировать отверстия под установку переливных труб и под приёмную трубу канализации. Здесь стыки также обрабатывают герметиком.

  • Чтобы первые два резервуара септика из покрышки были полностью герметичны, необходимо обеспечить монолитное дно. Для этого можно использовать либо глиняную подушку (хорошо уплотненную глину), либо цементный раствор. В случае если будет использоваться бетонная стяжка, её лучше армировать металлической сеткой, а сам раствор залить так, чтобы нижняя часть первой шины была слегка утоплена в цемент. То же самое делают и при условии монтажа глиняного дна. Дно третьей камеры нужно засыпать слоем мелкого щебня толщиной 20-30 см. Это обеспечит надёжную фильтрацию осветленных стоков.
  • Теперь производим обратную засыпку септика покрышки. В идеале если для этого будет использоваться глина или смесь песка с цементом в соотношении 1:3. Такие сыпучие позволят обеспечить монолитность конструкции под воздействием сдвигов грунта. Обсыпку вокруг септика из покрышки хорошо трамбуют до самого верха.

Важно: третью - дренажную камеру лучше обсыпать тем грунтом, который был вынут из котлована. Но при этом его нужно хорошо уплотнить. А для того чтобы улучшить дренаж воды из третьей камеры в нижней её шине на этапе монтажа можно сделать перфорацию, а сами стыки не герметизировать.

  • В последнюю очередь септик покрышки накрывают плотным, но не тяжелым щитом. Это может быть дерево, пластиковые люки и пр.
  • Две первые камеры очистного сооружения оснащаются системой вентиляции.

Важно: если вы хотите ускорить процесс очистки бытовых стоков в частной канализации и улучшить качество очищенной воды, то можете прибегнуть к помощи бактерий. В этом случае септик из покрышки будет называться биологическим.

Несколько ошибок, которые допускают хозяева при устройстве септика из автомобильных шин


При обустройстве частной канализации своими руками из старых шин часто допускаются непростительные ошибки, которые ведут к малоэффективности работы очистной системы. Одной из частых является установка перфорированной трубы в третьей камере в небольшую скважину. Считается, что труба, выступающая вверх на 40-60 см над дном дренажной камеры, ускорит и углубит дренаж очищенной воды. При этом дно не уплотняется песком.

Такой монтаж септика покрышки недопустим согласно отзывам профессионалов. Во-первых, сточная вода не проходит дополнительную фильтрацию через слой песка, что губительно может действовать на грунтовые воды участка. А, во-вторых, даже тот дренажный слой грунта, который имелся, еще больше ухудшается в результате нарушения его структуры через бурение скважины.

Благоустроенный дом – это, прежде всего, жилье, где проведена канализация. К сожалению, не везде есть условия для обустройства коммуникаций. Зачастую приходится прибегать к необычным способам ее создания, например, устраивать септик из покрышек, простому и практичному варианту, позволяющему без особых затрат обеспечить свой дом канализационной системой. Однако нужно понимать, что подобное сооружение не предназначено для больших объемов сточных вод, поэтому его выбирают в том случае, если канализацией будет пользоваться небольшое количество человек.

Септик: отличие от выгребной ямы и принцип работы

Многие мысленно ставят знак равенства между выгребной ямой и септиком, уверенные в том, что раз их приходится выкачивать, то и разницы никакой нет. Однако это не так. Разница колоссальная. Выгребная яма – это обычный резервуар, который опорожняют по мере его наполнения. Тогда как септик, обустроенный из покрышек, представляет собой систему, осуществляющую биологическую очистку сточных вод. Ему тоже временами требуется откачка, но гораздо реже, чем выгребной яме.

Система состоит из двух герметичных резервуаров, соединенных между собой. В первую емкость сточные воды попадают прямо из канализационной трубы. Этот участок можно считать зоной первичной очистки, в которой происходит оседание крупных частиц загрязнений. Здесь же начинается работа бактерий, очищающих стоки.

Нечистоты оседают на дно, только первично очищенная вода доходит до зоны перелива, которая находится в верхней части, и попадает во вторую камеру. Она несколько большего объема, чем первая. Здесь активная работа бактерий продолжается, только происходит она гораздо интенсивнее.

Основные правила обустройства конструкции

Выбирая место для септика нужно учитывать следующее:

  • Между верхним уровнем грунтовых вод и дном сооружения должно находиться не менее метра почвы.
  • Расстояние от питьевого водозабора до септика – не меньше 50 м для песчаных почв и 20 метров для глинистых.
  • Должен быть предусмотрен свободный подъезд для ассенизационной машины.
  • Расстояние о дома до септика – не меньше 5 м.
  • По возможности сооружение обустраивается так, чтобы его уровень находился ниже водозабора, то есть в сторону естественного уклона ландшафта.

К септику обязательно подводится канализационная труба. Чтобы она не пострадала в холода, лучше всего проложить ее ниже уровня промерзания грунта. Можно обустроить специальный защитный короб, в котором она будет надежно защищена от механических повреждений и сможет без последствий «играть» от разниц температур.

Особенности монтажа системы

Выбрав место для сооружения, нужно определиться с его объемом. Обычно считается, что он должен быть равен как минимум троекратному размеру суточных стоков. Исходя из этого, рассчитывается примерная глубина сооружения. Чаще всего она равна высоте 5-7 покрышек.

Учитывая, что шины могут быть самыми разными, как от легковых машин, так и от мощной сельскохозяйственной техники, варьируется и объем конструкции.

При укладке покрышек в яму их можно скреплять друг с другом, тогда конструкция будет прочнее

Работы ведутся поэтапно:

  • Разметка. Берется покрышка, предназначенная для первого колодца, и укладывается на землю. По ней размечаются размеры будущего колодца. На некотором расстоянии укладывается покрышка, предназначенная для второй емкости. Она может быть большего диаметра, поскольку объем второго колодца должен быть больше. По ней так же проводится разметка. Затем выкапывается яма нужного размера под обе емкости.
  • Обустройство дна колодцев. Оно не должно пропускать нечистоты в грунт. Поверхность можно забетонировать или обустроить так называемую «глиняную заглушку», шириной в 20-25 см.
  • Подготовка шин. В каждой из покрышек при помощи электролобзика аккуратно снимается верхняя часть. После монтажа такие детали образуют колодец с более ровными стенками, что помешает нечистотам на них задерживаться.
  • Монтаж покрышек. Шины укладываются одна на другую. При этом для прочности соединения можно их попарно прокалывать и связывать проволокой. Каждый стык и шов тщательно промазывается герметиком. Между колодцами на высоте примерно 2/3 от дна должна быть вставлена переходная труба, под которую выпиливается отверстие. В верхней части первого колодца так же выпиливается отверстие под канализационную трубу, протянутую от дома.
  • Укладка трубы между колодцами. Для этих целей подойдет обычная пластмассовая канализационная труба. Так же вставляется и закрепляется внутри отверстия конструкция, подводящая стоки из дома.
  • Засыпка ямы. Для этих целей можно использовать песок или грунт, который был вынут при копке ямы. Производится операция осторожно, чтобы не повредить целостность сооружения.
  • Обустройство крышки. Колодцы обязательно закрываются крышками, желательно, чтобы материал, из которого они изготовлены, не подвергался гниению.

Конструкция готова к эксплуатации.

Переливная труба между емкостями монтируется в выпиленное в покрышках отверстие

Главное достоинство такого варианта – дешевизна и простота в монтаже. Существуют, однако, и недостатки:

  • Небольшое количество сточных вод, которые она может переработать.
  • Довольно высокий риск заражения почвы нечистотами, поскольку сложно добиться от покрышек полной герметичности.

Также, собираясь обустроить такой септик из покрышек своими руками, нужно понимать, что сооружение относится к классу септиков-накопителей, поэтому требует откачки скопившейся жидкости.

Некоторые владельцы загородных строений предпринимают попытки обустроить полноценный трехкамерный септик из шин. Однако стоит заметить, что хотя технически это вполне возможно, покрышки – не лучший материал для подобных конструкций. Вряд ли удастся обеспечить необходимую для эффективной работы септика герметичность. Кроме того, соединенные между собой шины в результате сезонных температурных колебаний почвы могут постепенно сдвигаться, что еще больше нарушает герметичность каждой камеры. Как септик-накопитель конструкция из покрышек служит очень хорошо, позволяя пользоваться благами цивилизации даже вдали от города.

Владельцы частных домов и дачных участков часто сталкиваются с проблемой вывода . Даже если на даче нет централизованного водоснабжения, многие решают этот вопрос с помощью забивки скважины и установки насосной станции, а вот с отводом использованной воды дело обстоит хуже, ведь засорять свой участок сливными колодцами никто не хочет. На помощь придут самодельные септики, которые будут служить не только накопителями, но и очистителями грязной воды.

Требования к септику из автомобильных покрышек

Перед выполнением такого накопителя следует уточнить, где его можно расположить. Тем, кто планирует постоянное проживание у себя на участке, септик из шин может служить лишь временным решением вывода канализации. Он больше подходит для дач, водопровод которых используется только в «горячие» сезоны.

Перед закладкой такого отстойника для канализации нужно проверить, возможно ли это на выбранном под него месте:

  • Расстояние от септика до фундамента жилого дома выдерживается больше 10 метров, что предупредит размывание основания жилья.
  • Залегание грунтовых вод должно быть ниже 5 метров, иначе содержимое септика попадет в них.
  • Такой вид септика может нормально работать только на песчаных почвах, поскольку они хорошо фильтруют воду, и не будут застаиваться в отстойниках.
  • Отстойник из шин применим только для местностей, у которых грунт не промерзает глубоко. Это условие позволяет избежать пучения земли во время оттаивания или в сезон дождей, и обезопасит конструкцию от разрушения.
  • Септик из покрышек может применяться только для отстаивания серых стоков (мыльной воды из раковин, ванн и бытовой техники), а содержание в них черных стоков (отходов из унитаза) может привести к небезопасной ситуации в случае протечек такой конструкции.
После проверки соблюдения предъявляемых к месторасположению септика требований можно изучить пошаговое руководство по его обустройству. При этом не потребуются большие материальные вложения, если использовать старые автомобильные шины.

Выбор автомобильных шин для скептика

Установка будет состоять из нескольких камер. Необходимо продумать их объем согласно строительным нормам. В первом приемочном отсеке должно помещаться столько отработанной воды, сколько семья, живущая в доме, расходует за 3 дня.

Для сооружения такого септика не принципиально важно, с какого автомобиля сняты покрышки – легкового или грузового.


Если будут использоваться шины с большой техники, тогда будет достаточно использовать 3-4 штуки, а если легкового авто, то их количество увеличивается до 5-7 штук. Все зависит от необходимого объема камер. Если имеется стальная труба большого диаметра можно вместо одного из отсеков использовать ее.

Пошаговое описание монтажа септика

Перед установкой покрышек их обода нужно обрезать электролобзиком. Впоследствии это облегчит очистку септика и обеспечит беспрепятственное стекание воды с их внутренних стенок.


Септик монтируется следующим образом:
  1. Подвод коммуникаций . Из дома под фундаментом требуется вывести канализационную трубу. Вначале вручную вырывается узкий неглубокий ров, на дно которого под определенным уклоном она прокладывается. Для того чтобы труба не промерзала и не пострадала от механического повреждения, ее нужно утеплить, а затем сверху обшить коробом.
  2. Выполнение разметки . Чтобы понять, каких размеров нужно вырыть котлован, необходимо на поверхности предполагаемого септика расположить шину, предназначенную для закладки в правую камеру, и обозначить ее диаметр. Затем следует отступить небольшое расстояние (до полуметра) и приложить покрышку для второй камеры, и также обвести ее. В зависимости от количества отсеков разметить площадь, необходимую для выполнения всего септика.
  3. Рытье котлована и камер . Существует два варианта: в первом случае с помощью тракторной техники вырывается квадратная яма, а уже в ее дне выполняются углубления под шины. Второй вариант предполагает выкапывание нужных диаметров прямо на поверхности грунта. Все ямы под шины выполняются вручную, используя лопаты: штыковой разбивается и разрыхляется грунт, а совковой с заостренным концом извлекают его из полученного углубления. После выкапывания котлована останется много плодородной почвы, которую можно перенести в сад или на грядки. Небольшая ее часть понадобится для засыпания септика сверху.
  4. Бурение дренажной скважины . Когда все ямы будут выкопаны до нужной глубины, в их дне нужно садовым буром выполнить скважину. В нее устанавливается труба, конец которой должен находиться выше дна котлована на 1 метр. Такое расстояние необходимо, чтобы в нее не попали крупные частицы стоков. В теле трубы проделываются отверстия, через них и будет осуществляться дренаж воды. Для защиты проделанных отверстий и верха трубы используют полипропиленовую сетку. Дренажная труба нужна для проведения воды через все слои грунта и предупреждения ее застаивания внутри септиков.
  5. Выполнение дренажного слоя . На дно полученной ямы под шины засыпается слой щебня толщиной примерно 10 см.
  6. Установка покрышек . Шины укладываются на мелкофракционный щебень, которым засыпано дно ям. Они располагаются соосно одна над другой. Стыки 2 близлежащих покрышек заделываются герметиком, который исполняет роль изоляционного слоя. Для надежности крепления можно в стенках шин выполнить несколько мелких отверстий и продеть в них проволоку, которая сможет обеспечить крепкую связь. Образовавшиеся пустоты между покрышками и котлованом засыпаются землей или песком. В некоторых случаях их заливают цементным раствором. Высоту покрышек нужно рассчитать так, чтобы самая верхняя шина немного выступала над уровнем земли.
  7. Разводка труб . Перед укладкой верхней шины первого колодца на ней следует с помощью электролобзика выполнить отверстие, в которое будет подводиться вводная труба. Также нужно проделать отверстия в покрышках, расположенных на 2/3 выше дна котлована. В них будут устанавливаться соединительные трубы, через которые жидкость будет перетекать из одной камеры в соседнюю.
  8. Установка люков . Сверху полученные колодцы должны быть закрыты пластиковой или полимерной крышкой. В крайнем случае, нужно изготовить деревянный ее аналог и обернуть рубероидом. Допускается первую камеру вообще запечатать, но только раз в год менять люк и проверять ее герметизацию.

Принцип работы готового септика

Пройдя все описанные шаги можно стать обладателем надежного и экономичного септика. довольно прост:
  • Сточные воды, выводясь по канализационной трубе из дома, попадают в первый отстойник, где происходит частичный их дренаж. Здесь же она частично освобождается от тяжелых веществ.
  • После заполнения большей части объема камеры стоки по соединительной трубе начинают переливаться в соседний отстойник. Там они перерабатываются и просачиваются в грунт. Благодаря находящимся там гнилостным бактериям они отлично усваиваются почвой.
  • Если имеется еще одна камера, то при заполнении второго отстойника излишки отстоявшейся воды перетекают в нее. Процесс перетекания повторяется в зависимости от количества камер.


Чем больше камер, тем более чистой получается вода на выходе. Уже после четвертого колодца ее можно применять для строительных целей и поливать ею огород.

Выполнение септика из 4-х колодцев (видео)

Наглядный пример выполнения септика из покрышек показан на предложенном видео.

Конструкция

Рассматриваемый септик состоит из 4 колодцев, 3 из которых выполнены из старых покрышек. Четвертым колодцем является труба диаметром около метра. Все колодцы заглублены в землю, а сверху них будет заливаться монолитная плита, и засыпаться грунтом.

Каждый септик выполнен глубиной в 4 метра. Между собой колодцы будут соединены общей пластиковой трубой. В каждом из них будет заглублен идущий от нее патрубок. Лучше всего заглубить его в колодец на длину более 100 см, поскольку при малом его размере вода будет забираться только с верхнего слоя, а на нем могут плавать различные включения. Принцип работы такого септика состоит в постепенном очищении воды. Она, перетекая из одного колодца в другой, становиться чище.

Прокладка трубы

Общий объем такого септика при учете, что 3 колодцев выполнены из стандартных автомобильных покрышек, примерно равен 14 кубам. Для вывода канализации из дома используется НПД труба («полиэтилен низкого давления») с толщиной стенки 6 мм. При работе с такой трубой нужно учесть, что она выполняется неровной, так как идет в рулонах. Во время ее укладки, чтобы избежать контр уклонов, нужно четко выполнить уклон от дома к септику, натянуть нить и между ней и трубой выдерживать одинаковое расстояние. Плоскости нужно проверять правилом оси, после чего можно засыпать пройденный участок, трамбовать и укладывать следующий участок трубы.

Котлован под рассматриваемый септик был выкопан трактором. Яма получилась размерами 4,5х1,0х5,2 метра.

Септик из старых автопокрышек – отличный вариант для тех, кто хочет решить свои проблемы с выводом канализации. Но такое устройство из-за ненадежности материала имеет ограниченный срок эксплуатации – не превышает 15 лет. Желательно каждые полгода проверять герметичность соединений покрышек, в случае утечек их необходимо полностью менять, так как ремонту они не подлежат. Для устранения неприятных запахов, исходящих из такого септика, нужно восстановить вентиляционную трубу.